Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ КРАЕМ»

Посохина Марина Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4»
Пермский край, ЗАТО Звёздный
Проект «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем»
Актуальность проблемы: «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным ее патриотом» С. В. Михалков. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни. Концепция или проектная идея проекта: В основе реализации проекта «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с родным краем» лежит идея разработки перспективного плана целенаправленного ознакомления ребёнка с родным краем, что будет являться составной частью формирования у него патриотизма. Проект позволит связать чувство Родины малыша, с местом, где он родился и живёт. С помощью разработанного перспективного плана, мы поможем растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Проект даст возможность расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Покажет, всё, что свято чтут люди, раздвинет горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Цель проекта: Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству, детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомлении с родным краем и посёлком. Задачи проекта: способствовать формированию патриотических чувств у детей, гордости за Родину, основанных на ознакомление их с историческим прошлым нашей страны и посёлка; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать первоначальные, дифференцированные представления о героизме; расширить представление о родном посёлке через знакомство с его достопримечательностями; воспитывать любовь и уважение к малой Родине – восхищение, радость за красоту и богатство родного Пермского края.

Название мероприятий

Сроки

Подготовительный этап:

- сбор информации об истории посёлка Звездный и Пермского края; подбор литературы познавательного научного характера о родном крае; изготовление педагогами макетов к экспозиции мини – музея: «Площадь посёлка Звёздный», «Белогорский монастырь», «Кунгурская ледяная пещера», «Строевой плац»; панорамы видов посёлка Звёздный, план – схема посёлка Звёздный; чтение художественной литературы детям; разработка конспектов – бесед; организовать экскурсии по улицам, памятным местам, учреждениям; провести анкетирование детей, родителей, воспитателей; пригласить в гости военных и почётных людей посёлка; собрать коллекцию материалов о посёлке Звёздный; создать кружок «Юный патриот»; изготовление тематических альбомов; осуществить подборку иллюстрированного материала; изготовить дидактические игры «Символика России», «Символика Пермского края».

Февраль Март

Основной этап:

Беседы: «Возникновение посёлка Звёздный». «Развитие посёлка Звёздный». «Звёздный во время войны». «Культурные традиции Звёздного». «Образование Пермского края». «Пермский край – мой родной край». «Моя малая Родина».

Экскурсии: «Улицы и учреждения Звёздного». «Музей детского сада». «Пермский краеведческий музей» г. Пермь. «Музей военной техники» г. Пермь.


Март Апрель


Заключительный этап:

Родительское собрание «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Составить герб и флаг семьи. Изготовить с детьми «Я - фигурки» для обыгрывания макетов музея. Разработать перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Апрель Май

Ожидаемые результаты: побуждение интереса к истории и культуре своего посёлка, любви к Родному краю. Формирование чувства национального достоинства, ответственности. Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно - значимых учреждений нашего посёлка, общение с интересными людьми. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками. Перспективы развития проекта: В дальнейшем мы планируем с педагогами расширить выставки музея детского сада. Разработать экскурсии по музею с новыми экспонатами, тем самым откроем перспективы для решения новых задач, в области воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с родным краем.
Приложение № 1
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Образовательная деятельность

Задачи

Материалы

1

«Возникновение посёлка Звёздный»

- Познакомить с историей возникновения и развития п. Звёздный.

- Уточнить представление о том, откуда взялось название посёлка, какой содержит смысл. Вызвать интерес к родному краю. Воспитывать интерес к родным местам. Воспитывать чувство гордости, уважения к людям, внёсшим свой вклад в возникновение и развитие п. Звёздный.


Фотографии из книги «ЗАТО

п. Звёздный»

2

«Развитие посёлка Звёздный»

- Систематизировать знания о родном посёлке, его истории развития.

- Уточнить представления об особенностях развития посёлка о том, как изменился облик посёлка в процессе его развития. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за его достижения, успехи.

Репродукции улиц, зданий посёлка. Макеты главных улиц посёлка.


3

«Экскурсия по улицам Звёздного»

- Обратить внимание на жилые дома, таблички на домах с названием улиц и № дома. Для чего они нужны. Учить ориентироваться на местности: как найти нужную улицу и дом. Обратить внимание на расположение улиц, чем они похожи и чем отличаются, на расположение домов, на озеленение и украшение улиц. Что делают жители Звёздного чтобы он был красивым. Уточнить правила поведения на улицах, правила дорожного движения.

- Формировать интерес к родным местам, развивать наблюдательность и любознательность.

План местности посёлка Звёздный.

4

«Улицы Звёздного»

- Формировать знания о том, что все улицы имеют названия. Уточнить представления об улицах родного посёлка, их своеобразии. Уточнить знания о том, как жители ухаживают за улицами Звёздного, что могут сделать дети, чтобы посёлок оставался чистым и красивым. Воспитывать любовь к родному краю, своей малой Родине, желание сделать его уютным, чистым, комфортным для проживания.


Фотографии улиц п. Звёздный

5

«Звёздный во время Великой Отечественной войны»

- Сформировать представление о том, что делали жители посёлка во время Великой Отечественной войны, какой вклад внесли в победу, какой проявили героизм. Сформировать представление о том, как жители чтят память погибших во время Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, гордости к ветеранам войны.

Фотографии ветеранов Великой Отечественной войны. Фотографии памятных мест.

6

«Культурные традиции п. Звёздный»

- Познакомить с культурными традициями Звёздного. Воспитывать интерес, желание отвечать на вопросы.

- Воспитывать любовь к родному посёлку, уважение к его жителям.

Мероприятия, связанные с культурными традициями Звёздного.

7

Авто экскурсия «Знакомство с городом Пермь»

- Уточнять и обобщать знания детей о родном крае, о его главном городе, городе Пермь, его памятных местах. Познакомить с тем, как менялся облик п. Звёздный и города Пермь.

- Закрепить интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Воспитывать любовь к родным местам.

Авто экскурсия

по городу Пермь.

(онлайн экскурсии, виртуальные экскурсии)

8

«Обобщающая беседа – Звёздный – Мы тебя любим!»

- Обобщить. Систематизировать знания о родном посёлке, крае в котором мы живём. Уточнить знания о том, что Звёздный – это наша малая Родина, частичка большой страны - России.

- Воспитывать любовь и уважение к родному Звёздному, Пермскому краю, чувство гордости, желание сделать их чище, красивее, комфортнее.

Презентация «Наш Звёздный», «Славный город - Пермь».

9

«Образование Пермского края»

- Дать понятие о том, что Пермский край – это малая Родина, это малая часть большой страны России.

- Познакомить с историей образования Пермского края. Уточнить какие города входят в состав Пермского края, чем они знамениты. Воспитывать любовь к родному краю.

Карта Пермского края.

Презентация «Пермский край».

10

«Богатства Пермского края»

- Сформировать представление о природе родного края, её богатствах: памятниках не живой природы, полезных ископаемых, объектах флоры и фауны. Каким образом человек использует эти богатства. Познакомить с тем, какие мероприятия проводит человек по охране природы. Воспитывать осознанное, бережное отношение ко всему природному: человеку, растениям, животным, объектам не живой природы. Способствовать освоению эталонов культурного поведения в природе.


Презентация «Богатства Пермского края».

11

«Пермский край – мой родной край!»

- Сформировать такие понятия, как – малая Родина, патриот. Познакомить с гербом, флагом и символом Пермского края. Воспитывать чувство любви и привязанности к родным местам.

Презентация «Символы Пермского края».

12

«Моя малая Родина»

- Уточнить, обобщить, систематизировать знания детей о родном п. Звёздный, его истории возникновения, развития. Познакомить с символами п. Звёздный. Воспитывать интерес, любовь к родному посёлку, к своей малой Родине.

Презентация «Моя малая Родина».

Библиографический список
1.         Детская энциклопедия: издательство «Росмэн». М., 1994.
2.         Пименова Л. В. Актуальность проблемы разработки региональной программы патриотического воспитания дошкольников. Тезисы II региональной Уральской научно-практической конференции: Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Пермь, 1996.
3.         Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.
4.         Маневцова Л. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. № 11.
5.         Виноградова Н. Ф., Файзуллина Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет. В сб.: Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983.
6.         Ахметова Н.Н. Люби и знай свой край. / План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении: Методические разработки. Часть II. – Пермь, 1999.
7.         Ахметова Н.Н. План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении. Часть I. М., 1997.
8.         Экспериментальная региональная программа экологического воспитания «Пермский край – мой родной край». Составитель Федотова А. М. Пермь, 1996.
9.         Трунова М. Россия – родина моя. // Дошкольное воспитание. 1995. № 9.
Июль 2021