Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бедрина Ольга Александровна
воспитатель
Бондарева Ирина Владимировна
старший воспитатель
МДОУ ЦРР «Детский сад №72»
г. Магнитогорск
Как свидетельствует опыт дошкольных образовательных организаций, познавательное развитие детей в старшем дошкольном возрасте Проблема развития познавательного интереса у ребенка дошкольного возраста в течение многих лет и по настоящий день остается актуальной. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Это заложено в них от природы.
Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как: - интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
При этом, следует заметить, что для полноценного умственного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но их произвольность - умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями не переживать, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу. Причины встречающейся познавательной и интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности познавательных впечатлений, интересов ребенка.
чаще сводиться к формированию у них систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления. В частности недостаточно внимание уделяется:
- развитию умения задавать вопросы,
- осуществлять самостоятельный поиск ответов на них,
- развитию креативных способностей,
- развитию самостоятельности в познавательной деятельности, что не отражает специфики определенных аспектов социального заказа современной школы.
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог ДОО добивается, прежде всего, решения образовательных задач, к сожалению, вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка.
Необходимость развития познавательного интереса дошкольного нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО). В этом документе познание занимает центральное место в ряду основных видов жизнедеятельности ребенка. Для нас представляет интерес образовательная область, направленная на познавательное развитие дошкольника.
Основная цель данной образовательной области – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных, интеллектуально-творческих).
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Например, исследовательско - экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1. К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Формирование готовности воспитателей к развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста обуславливает необходимость применения в современном дошкольном образовательном учреждении новых эффективных средств воспитания, обучения и развития детей. Во главу угла необходимо поставить приоритет личности воспитанника, что обеспечит развитие и реализацию способностей каждого ребенка, и будет способствовать успешному вхождению в жизнь общества. Если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.
Обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников следующие педагогические условия:
- создание обогащенной предметно-развивающей среды (развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.);
- организация познавательного поиска детей;
- вовлечение детей в выполнение творческих заданий;
- формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
- создание проблемно – поисковых ситуаций;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои преставления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Июль 2021