Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Хваткова Татьяна Геннадьевна,
воспитатель,
ГБДОУ «Детский сад № 48»,
г. Севастополь

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Эти определения не случайны. Рука имеет особое значение в развитии коры головного мозга, для этого и существует огромное количество пальчиковых игр и упражнений для развития речи ребенка.
Развитие ребенка происходит в постоянном движении. Активность речи зависит от его двигательной активности, и в частности от развития мелкой моторики его пальцев.Так же мелкая моторика связана со зрением, памятью, вниманием и с развитием речи. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Из собственного опыта, могу сказать,что в последнее время все больше детей приходят в детский сад с задержкой речевого развития, а так как мелкая моторика развивается совместно с речевыми центрами, то именно пальчиковая гимнастика помогает ребенку заговорить.
Что такое пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Большой ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребенка развивается здоровым и естественным путем.
Пальчиковая гимнастика-это инсценировка стихов или историй при помощи пальцев. Играть в такие игры не только весело и интересно, но и полезно. Пальчиковые упражнения развивают у малыша умение подражать взрослым, помогает понимать речь взрослого, а так же повышает речевую активность ребенка.
В этих играх дети запоминают многое: последовательность положения пальцев, движений, и короткие, легкие для запоминания стихи.
Пальчиковые игры и упражнения учат правильно концентрировать внимание, и правильному его распределению, так как концентрация внимания и правильное ее распределение является важным умением в развитии ребенка.
Только к 6-7 годам ребенок может научится произвольно управлять своим вниманием. От этого умения будут зависеть его успехи в школе.
У детей которые отстают в речевом развитии пальчики малоподвижны, движения их не точны и не согласованы, поэтому тренировка движений пальцев рук способствует развитию речи малышей.
Упражнения по тренировке пальцев рук можно начинать с 6-7 месяцев, так же полезно делать массаж кистей рук- поглаживать ручки и двигать пальчиками ребенка. Делать такие упражнения надо ежедневно.
С 10 месяцев можно начинать активно тренировать пальчики ребенка: катать шарики из пластилина, рвать бумагу на мелкие кусочки, перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки и т.д..
Начиная с 1,5 лет детям можно давать более сложные задания направленные на развитие мелкой моторики: нанизывание колец разной величины на стержень, собрать матрешку, сложить из кубиков стульчик, домик, поезд, развязывать узелки на веревочках.
Очень хорошую тренировку движений пальцев дают игры с пальчиками.
Самой распространенной игрой для детей раннего возраста является игра.
Игры с пальчиками проводятся поэтапно, от простого к сложному, уровень сложности упражнений должен соответствовать уровню развития ребенка.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Игры выполняются в медленном темпе, 3-5 раз, одной затем другой рукой, завершать двумя руками вместе.
Тексты пальчиковых игр должны произноситься выразительно: то повышая, то понижая голос, с паузами, выделяя отдельные слова, а движения выполняются синхронно с текстом или в паузах. Малыши затрудняются проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослыми или с их помощью.
Есть игры в которых можно надевать на пальчики колпачки сделанные из бумаги или рисовать на пальчиках глазки и ротик.
Вот несколько вариантов пальчиковых игр для детей раннего возраста:
Сорока-белобока.
Указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.
или, как вариант:
- Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается
Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.
Козел.
- "Вот какой козел рогатый!" -
- Рожки делают ребята.
- "Вот какие рожки
- У козла Тимошки!"
- Встрече Тимофей не рад -
- Грозно смотрит на ребят.
- "Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю!"
Пальчиками изображаются козлиные рожки.
Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим
Вывод: что же все таки происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой:
1. Движение пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2. Пальчиковые игры развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
3.Ребенок учится концентрировать свое внимание, и правильно его распределять.
4.Развивается память, ребенок учится запоминать положение рук и последовательность движений.
5.Освоив все упражнения кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость. Что облегчит овладение навыками письма.
Список литературы:
1.         Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. пед.учеб.заведений.- М.,Изд.центр «Академия», 1997г.
2.         БорисенкоС.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С- Пб.: «Паритет», 2002г.
3.         Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «Каро», 2008 г.
4.         Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозайка- Синтез», 2007 г.
5.         Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук С- Пб «Детство- Пресс», 2005 г.

Июль 2021