учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»,
Самарская область, Волжский район, мкр. Южный город
Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через девять месяцев выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в школах среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза – патология органов пищеварения, в пять раз – нарушения осанки, в четыре раза – нервно-психических расстройств. В мой первый класс тоже пришли дети, которые имели отклонения от нормы здоровья: из 30человек, 1 человек с бронхиальной астмой, 5 человек с нарушением зрения, 1 человек с плоскостопием.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!», сохранить и укрепить здоровье детей в их школьной жизни.
Я как и другие педагоги, провожу утром гимнастику, физминутки, слежу за посадкой учеников. Но ведь раньше, как и другие учителя, я тоже проводила, но количество здоровых учеников все равно падало. Значит, этого недостаточно. Стала задумываться, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обратить внимание на методику Владимира Базарного, ученого, педагога-новатора, доктора медицинских наук мне помог мой методист, педагог, теоретик этой методики Кирильчук Ольга Алексеевна. Я заинтересовалась и решила попробовать использовать методику Владимира Базарного на практике. Об этой методике много написано в интернете, в педагогической и медицинской литературе. Кратко, на чем основывается методика Владимира Базарного:
1.Режим динамических поз
2. Методика зрительно - координаторных тренажей
3. Методика сенсорно - координаторных тренажей
4. Методика обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»
5. Широкоформатное природно – экологическое панно
6. Хоровое пение
7. Раздельное обучение мальчиков и девочек
У Базарного принципиально новый подход к образованию. Школьные программы он не меняет, только способы и методы подачи материалы.
Что можно увидеть в классе общеобразовательных школ в наше время? В течение всего урока дети обездвижены, сгорбленные за партой, находятся в позе древнеегипетского раба (повернешься, учитель сделает замечание), старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку. При таком закрепощении ребенок через 15 минут испытывает те же нагрузки, что и космонавты перед стартом. Результат – болезни сердца и сосудов, нервные переживания.
Что я применяю на практике. Дети запоминают образы. Добавим любимое их занятие движение — и это 100% освоение урока. А если дети будут здоровыми, раскрепощенными в движении, значит будут успешны в обучении и в жизни. При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Для этого работу на уроках провожу в режиме «Вертикаль» - смена динамических поз. Для решения этих задач вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Использование конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности. В 1 классе при помощи игрушек я подавала условный сигнал, и ребята менялись местами. Сейчас смена динамических поз происходит за счет работ в группах. Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации использую в своей работе специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий. Схему траектории начертила на потолке в максимально возможную величину. Каждую траекторию изобразила разным цветом. Вертикальная и горизонтальная линии коричнево-золотистого цвета, наружный овал – красный, внутренний овал – зеленый, восьмерка – ярко-голубая. Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Стрелки указывают направление движения, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняем коллективно и стоя. Для индивидуального пользования есть соответствующие плакаты. Пирамидка и змейка также являются офтальмотренажёрами. Эти тренажеры являются профилактикой остеохондроза и близорукости. Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
1. Упражнения для детей с избыточным весом.
1) ходьба с высоким подниманием коленей;
2) и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;
3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;
4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п. (4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
3. Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Использую на уроках и занятиях сенсорный круг.
В качестве сенсорного круга может использую обруч или круглую вешалку для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется к стене на высоте 2м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста детей. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания. Приглашает ребят к доске для выполнения задания. Ребёнок тянется, открывает прищепку и берёт задание.
Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц. Использование физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей. В 4-х верхних углах класса фиксирую сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под мою команду «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом дети совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Иногда вешаю карточку – ответ, а ученики показывают ладошкой направления правильного ответа. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно - моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, работают мышцы спины и шеи. Веду постоянную работу по профилактике плоскостопия. Ребята моего класса занимаются в носочках на специальных ковриках, с нашитыми на них пуговицами. Нарушения осанки предупреждаем на основе упражнения «Мешочек на голове», на уроках физкультуры – упражнения с палками.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркости. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. Что же получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Выход из создавшейся ситуации нахожу в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. Достичь этого можно при помощи некоторых приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). Для этого использую в своей работе экологический букварь. Это картина больших размеров. В зависимости от темы урока у меня накладной материал. Считаю, что данное пособие позволяет работать в режиме дальних горизонтов. Каждый день задаю вопрос «Что изменилось на картине». При этом тренируется память. Кроме того в классе сделан тренажёр «Бегущий огонёк». Это специальный прибор (гирлянда), подающий световые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость детей). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки. Упражнения для глаз
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
● Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
● Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
● Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
● Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
● Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
● Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
● Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Большое внимание уделяю дыхательным упражнениям и упражнениям различных простудных заболеваний, упражнениям для улучшения мозгового кровообращения (точечный массаж), что стимулирует работу головного мозга.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж:
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице (№1, №2,№3), при головных болях рекомендуется массировать височную область.
Использую на уроках хоровое пение не только на уроках музыки. Хоровое пение, вибрация голоса помогает снять активность клеток головного мозга. А значит, ребята могут активно работать на уроке дальше и воспринимать материал. Во втором классе после медицинского осмотра моих учеников показатели остались на прежнем уровне по сравнению с первым классом. Не плохой результат за год: состояние не ухудшилось и меня уже это радует. Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличивается объём выполняемых работ в классе. Учитель начальных классов может и должен на каждом занятии уделять особое внимание сбережению здоровья детей, применять здоровьесберагающие технологии. Включение в занятие специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных затрат. Я убедилась на примере методики В. Базарного. Вместе с сенсорной свободой, психомоторного раскрепощения, улучшается кровообращение, развивается память, а как следствие развитие мозга и творческой личности. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».