учитель начальных классов
МОУ «Дубковская средняя школа» ЯМР
Посёлок Дубки
Курс просветительских мероприятий для родителей
Цель курса: углубление родительских знаний о психическом развитии ребёнка, о владении средствами эффективного взаимодействия с ребёнком. Продуктивное решение конфликтных ситуаций.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
· развитие новых форм информационно-просветительской работы с родителями;
· углубление знаний родителей о психическом развитии ребёнка;
· формирование у детей и взрослых разрешения конфликтных ситуаций;
· создание условий для совместной деятельности всех субъектов образования.
Взаимодействие с родителями ставит перед педагогом- психологом задачи в нескольких направлениях: научно-исследовательском, прикладном и практическом.
Научно-исследовательское направление включает следующие задачи:
- изучение законов обучения взрослых (родителей),
- выбор оптимальных методов и форм совместной работы;
-разработка психодиагностических, психопрофилактических программ по консультативной работе с родителями.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом и учителем участвуют в решении проблем ребенка в школе и решают следующие задачи:
-ознакомление с различными областями психических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей;
- изучение психологических закономерностей развития ребенка;
- расширение знаний о сфере человеческих взаимоотношений.
Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности.
Задачи:
- расширение возможностей понимания своего ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
-выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
-активизация коммуникаций в семье.
Многие педагоги-психологи сталкивались с тем, что родители не видят причин психологического неблагополучия ребёнка в семье, не понимают почему ребёнок себя с ними ведёт так, а не иначе, почему с ним нельзя договориться. Но идти к педагогу-психологу не спешат, и тут два варианта:
1. Бояться стереотипов, если я хожу к специалисту, значит что-то не так.
2. «Я лучше знаю, как мне быть и во всем виноват социум, школа и друзья.»
Чтобы избавить родителей от стереотипов, боязни, мы предлагаем мероприятие «Недели психологии», не мы первые её придумали, во многих школах страны набор подобных мероприятий активно используют. Да, эти мероприятия сложны в организации и 100% присутствия на них родителей очень сложно добиться, но тем не менее мероприятие позволяет решить следующие задачи:
• формирование общего настроения, настрой на «психологическую волну»;
• стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у детей, педагогов, родителей, администрации, сотрудников школы;
• повысить психологическую компетентность педагогов и родителей школы;
• показать реальные формы работы, возможности психологической службы школы;
формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
При планировании курса мероприятий, мы придерживались следующих принципов:
• курс должен быть целостным и законченным;
• учитывали возрастные и индивидуальные возможности детей;
• мероприятия не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня);
• события мероприятий должны охватывать по возможности всю школу (взрослых и детей).
День 1.
1. Знакомство участников с курсом мероприятий.
2. Оформление газеты – плаката «Удивительный мир психологии»
Цель: расширить знания взрослых о психологическом развитии ребёнка, вызвать положительные эмоции, показать на примере взрослых детям навыки сотрудничества и договоренности.
3. Раздача информационных листовок, буклетов «Давайте жить дружно» родителям по теме: «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения. Техника безопасной ссоры».
Цель: информирование родителей с целью сохранить дружескую обстановку в семье и детское благополучие.
День 2.
1. Психологическая акция «Психологический гороскоп»
Цель: создать благоприятный эмоциональный климат в учреждении, зарядить ее участников положительными эмоциями. Всем желающим кто верит в судьбу или просто хочет поднять настроение, мы предлагали выбрать карточку любого цвета, с предсказанием на день на обратной стороне, тем самым мы могли исключить любимый цвет участника, или же предположить с каким отношением к мероприятию он на него пришёл.
2. Беседа с детьми на тему: «Что такое счастье?», рисование, аппликация «Птицы счастья».
Цель: формировать нравственное понятие – счастье. Воспитывать положительные черты характера, добрые чувства к окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках
3.Поразмышляйте на тему: «Счастье для меня это…» мини сочинения для родителей. Предложить поделиться своими мыслями с окружающими, которые можно оформить красочно или оставить просто в конверте.
День 3.
1. Утренняя акция – тест «Разноцветные листья на дереве нашего настроения» (коллективный коллаж дерево настроений). Дети и взрослые должны выбрать цвет, соответствующий их настроению, написать пожелание на грядущий день.
цель: изучения настроения детей и взрослых
2. Выставка «Мир счастья»
Размышления детей и родителей о счастье. Акцентировать внимание, что для каждого счастье оно своё и имеет свою цену.
Предложить взрослым ознакомиться с мини -сочинениями о счастье с целью: вызвать положительные эмоции и поразмышлять о своем собственном счастье.
День 4.
1.Составление информационных листовок «Передаю опыт»
Цель: проанализировать свои знания о психологии полученные раннее со своим собственным опытом.
2.Упражнение «Идеальный родитель и ребенок». Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются, и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.
3. «Погружение в детство». Ведущий просит участников группы закрыть глаза и погрузиться в собственное детство. Затем необходимо ответить на вопрос: «Чего я хотел в школьном возрасте».
4.Упражнение «Барьеры слушания». Ведущий предлагает родителям объединится в пары и вести беседу о том, что их интересует. По условному знаку (хлопку) участники должны будут продолжать беседу, при этом изменять внешние условия диалога) говорить сидя, стоя, спинами друг к другу, зевать и др.).
Цель: выработка адекватных способов общения с ребёнком.
День 5
1. Для неравнодушных родителей. Раздача родителям информационных листовок «Рекомендации для «трудных» взрослых.С целью просвещения родителей.
2. Танцевальный флешмоб для детей и родителей на улице.
С целью: объединения родителей и детей, накопления позитивного эмоционального опыта и радостного настроения.
3.Оформление альбома эссе родителей по теме «Мой ребенок пошел в школу. Как изменилась наша жизнь в семье».
День 6.
1. Квест игра-приключение для детей и взрослых «
Цель: снятие эмоциональной напряжённости родителей, сплочение коллектива.
2. Почта пожеланий и предложений о недели психологии. Подведение итогов.
Список литературы
1. Букатов, В. Как родительское собрание превратить в собрание родителей/ В.Букатов// Школьный психолог. 2004. № 17. С.24-25.
2. Волобуева, И. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений / И.Волобуева // Школьный психолог. 2010. № 8. С. 14-26.
3. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник/ Под.ред. проф. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2004.-255с.
4. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005.-384с.
5. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия/ А.Ю. Монахова – Ярославль: Академия развития, 2004.- 160 с., ил.
6. Пилипко, Н. Тематические встречи. /Н.Пилипко, М.Чибисова// Школьный психолог. 2004. № 7. № 9. С.22-25.
7. Севостьянова,Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с. (Ранний возраст)
8. Трифаненнкова, С. Если клиенту нужна помощь./ С.Трифоненкова//Школьный психолог. 2008.№11. С.8-10
9. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А.Широкова, Жадько Е.Г.- Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. – 320с.
10. Шнейдер,Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога/ л. Шнейдер// Школьный психолог. 2009.