Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Урюпина Екатерина Борисовна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР- детский сад №53
город Воронеж
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. При инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учатся жить и учиться вместе.
Инклюзивное образование строится на принципах:
1.         Принцип индивидуального подхода
2.         Принцип поддержки самостоятельной активности (решает проблему формирования социально активной личности)
3.         Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (создание условий для понимания и приятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе)
4.         Принцип междисциплинарного подхода
5.         Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения
6.         Принцип партнерского взаимоотношения с семьей (усилия педагогов будут результативны, если поддерживаются семьей).
7.         Принцип динамичного развития образовательной модели детского сада
Инклюзивное образование в нашем ДОУ реализуется через следующие модели:
·          Полная инклюзия- дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту
·          Частичная инклюзия-дети с ОВЗ частично включаются в общеобразовательную группу в сопровождении тьютор. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
·          Диагностика индивидуальных особенностей развития детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка с ОВЗ, наблюдения за поведением в группе)
·          Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
·          Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
·          Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах как индивидуальные занятия со специалистами; активная деятельность в специально организованной среде; совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; режимные моменты; фронтальные занятия.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходят занятия в форме круга.
Детско-родительские группы-это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные развлечения.
Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику: в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков), воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой, родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом.
Перспективы инклюзивного образования видим в создании системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования и обобщении опыта работы по инклюзивному образованию.
Июль 2021