Конференции

    СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

    Урюпина Екатерина Борисовна
    Воспитатель
    МБДОУ ЦРР- детский сад №53
    город Воронеж
    В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Происходит постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной организации. При инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.
    Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учатся жить и учиться вместе.
    Инклюзивное образование строится на принципах:
    1.         Принцип индивидуального подхода
    2.         Принцип поддержки самостоятельной активности (решает проблему формирования социально активной личности)
    3.         Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (создание условий для понимания и приятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе)
    4.         Принцип междисциплинарного подхода
    5.         Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения
    6.         Принцип партнерского взаимоотношения с семьей (усилия педагогов будут результативны, если поддерживаются семьей).
    7.         Принцип динамичного развития образовательной модели детского сада
    Инклюзивное образование в нашем ДОУ реализуется через следующие модели:
    ·          Полная инклюзия- дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту
    ·          Частичная инклюзия-дети с ОВЗ частично включаются в общеобразовательную группу в сопровождении тьютор. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную инклюзию.
    Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
    ·          Диагностика индивидуальных особенностей развития детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка с ОВЗ, наблюдения за поведением в группе)
    ·          Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
    ·          Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
    ·          Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
    Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах как индивидуальные занятия со специалистами; активная деятельность в специально организованной среде; совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; режимные моменты; фронтальные занятия.
    Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходят занятия в форме круга.
    Детско-родительские группы-это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные развлечения.
    Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику: в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков), воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой, родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом.
    Перспективы инклюзивного образования видим в создании системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования и обобщении опыта работы по инклюзивному образованию.
    Июль 2021