Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ануфриенко Елизавета Владимировна,
воспитатель,
Тупикова Мария Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ 37 «Теремок»,
г. Железногорск
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Для развития познавательных способностей детей, в первую очередь необходимо выделить определение познавательных способностей.
Познавательные способности – это способности познания окружающего мира. Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память. Другие отнесены к вспомогательным – ощущение, представление, воображение, психомоторные. Выделяются два типа познавательных способностей – невербальные и вербальные.
Главной основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные способности включают в себя сенсорные (восприятие), интеллектуальные (мышление и память) и творческие способности (воображение).
Рассмотрим подробнее познавательные способности:
•           Сенсорные способности по своей природе связаны, прежде всего, с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития детей, когда, например, на основе образов восприятия - первой ступени познания мира, строятся память, мышление и воображение. Сенсорные способности интенсивно развиваются с 3 – 4 лет.
•           Интеллектуальные способности (мышление и память) обеспечивают овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
•           Творческие способности связаны с воображением, и позволяют найти оригинальные способы средства решения возникающих задач [8].
Эти способности по своей природе относятся к ориентировочным действиям, формируясь и проявляясь в деятельности. Специфические особенности деятельности определяют особенности познавательных способностей и приводят к формированию специальных способностей (когнитивных, творческих, интеллектуальных). Достигнутый уровень развития познавательных способностей определяет степень успешной деятельности.
Способности начинают развиваться с рождения человека, развиваясь все время в стимулирующей именно их развитие деятельности.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности.
В старшем дошкольном возрасте специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.
Специфические специальные способности определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам). Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.
Включение в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др., носящие совместный, коллективный характер, создают в старшем дошкольном возрасте условия для проявления и развития практических способностей – организаторских, конструктивно-технических: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.
Практические способности следующие:
•           Конструктивно-технические – представление предмета в целом и по частям. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
•           Организаторские – ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
Старший дошкольный возраст сенситивен для формирования познавательных способностей (возраст «почемучек»). Взрослые, удовлетворяющие эту потребность ребенка, формируют познавательные способности, не удовлетворяющие, напротив, притупляют, а те взрослые, которые создают условия для творческого поиска и самостоятельного ответа ребенка на им же заданный вопрос, делают нечто большее – они стимулируют познавательную активность детей.
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е., в создание образного фундамента интеллекта.
К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.
•           Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3–4 лет, в 5–6 лет интенсивно развивается нервная система, что позволяет детям быстро образовать условные рефлексы, относительную четкость системы пространственно-временных связей, развить торможение как физиологическую основу сдержанности и самодисциплины. В этот период резко возрастает роль второй сигнальной системы, а отсюда – безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания. Сенсорные способности в старшем дошкольном возрасте отличаются развитием восприятия и различения объектов; осознанным использованием сенсорных эталонов как средства познания; развито анализ и синтезирование целостных объектов.
•           Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Восприятие, связанное ранее исключительно с практическим действием, выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом выделяется большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю оставшуюся жизнь.
•           Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Мышление ребенка 3–4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5–6 годам оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление), с зачатками логического рассуждения. Интеллектуальные способности в старшем дошкольном возрасте представлены развитием умения строить наглядные модели, схемы, чертежи; решать логические задачи; классифицировать объекты; выстраивать причинно-следственные связи; устанавливать математические отношения; выполнять действия во внутреннем плане.
•           Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Творческие способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением преобразовывать объекты окружающей действительности; создавать новый продукт; символизировать объекты и отношения между ними.
•           Коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением позитивно общаться (со сверстниками, взрослыми); различать ситуации общения (социальные и этические нормы); умением определять собственные цели и партнеров по общению; адекватно понимать состояния и поступки других людей; выбирать адекватные способы поведения в любой ситуации; предвосхищать возможности и результаты взаимодействия; преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими.
•           Регуляторные способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением сознательного выполнения правил; умением действовать в нормативной ситуации; сознательно удерживать себя от негативных проявлений; произвольностью поведения (способностью сосредоточиться и довести начатое дело до конца, умением организовать действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех); осознанным управлением процессом учебно-познавательной деятельности.
•           Учебные способности (навыки) в старшем дошкольном возрасте представлены умением понимать суть задания; формулировать вопросы, направленные на понимание задания; перестроиться в связи с изменением содержания задания; умением обратиться за помощью, сформулировав сущность затруднения; умением комментировать свои действия, указывая на допущенные ошибки, исправляя их; перестроиться при неправильном выполнении задания, попробовав другие варианты; способностью производить действия контроля и оценки.
Обозначенные способности делают детей старшего дошкольного возраста необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию.
Музыкальные, математические способности обычно проявляются рано, до 5 лет, когда активно развиваются слух и музыкальная память ребенка, а лингвистические или изобразительные несколько позже.
Старший дошкольный возраст – это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, динамичность ее становления связана с результатами, достигнутыми в прежний период развития, это время продолжения активного физического развития.
Продолжается многостороннее развитие психики, она усложняется, появляются новые свойства, актуализируются способности в новой деятельности – игровой, которая постепенно уже начинает созревать для перехода в учебную деятельность.
Сфера внимания характеризуется слабым уровнем произвольности, так как высшая нервная деятельность все еще отличается незрелостью, дети часто импульсивны, не владеют в полной мере контролем своего поведения, часто действуют под действием ситуативных раздражителей, из-за неразвитой волевой регуляции. На этой возрастной ступени возбуждение и торможение в коре головного мозга доминирует над торможением, поэтому внимание неустойчиво, быстро утомляемо, ответные реакции эмоциональны.
Сфера восприятия эмоционально окрашена, тесно связана с потребностью действия – именно через операции с предметом дети познают его свойства.
В возрастной динамике восприятия существуют противоположные тенденции - реализуется рост целостности восприятия, и одновременно усиливается детализация и структурность перцептивного образа, способность выделять форму объекта.
Также изменяется структурность, из-за чего затруднительно создать плоскостную фигуру из отдельных ее частей. Преодоление этого затруднения начинается после 5 лет, при нарастании роли зрения в предметных действиях и развития его контрольно-измерительных функций.
Направлением перцептивного развития является возникновении различных новообразований под влиянием социальных воздействий, речи. Это усвоение перцептивных эталонов геометрических фигур, цветового спектра, темперированного музыкального строя.
Новообразованием выступает высшая социализированная форма перцепции – наблюдение, где ребенок целенаправленно действует уже как субъект познавательной деятельности. Эта форма перцепции появляется в процессе взаимодействия с предметным и социальным миром, и носит структурированный характер.
Развитие воли неустойчиво: у ребенка не получается последовательно добиваться достижения цели, преодолевая трудности, из-за чего часто прекращает деятельность. Произвольное внимание может поддерживаться извне – с помощью взрослого, который подкрепляет (поощрение, похвала), и с помощью сверстников. Развитие и закрепление произвольного внимания происходит через переживание ребенком чувства удовлетворения от своих результатов, подкрепляемое одобрением.
В этом возрасте доминирует непроизвольное внимание, не требующее особенных усилий детей, которых привлекает преимущественно все новое, неожиданное, яркое.
Интенсивно начинает развиваться познавательная мотивация, а также мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Существуют три вида мотивов старшего дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к конкретному виду деятельности.
Память остается наглядно-образной, у детей лучше, получается, механически запоминать материал без понимания и осознания смысловых связей внутри него. В этот возрастной период возникают два основных функциональных уровня памяти. Высший социальный уровень подчиняет себе низший, который продолжает быть самостоятельным, являясь элементарным. К первичному уровню памяти относится узнавание, хотя вместе с образными видами памяти является наиболее элементарным, индивидным показателем психики, вызванным социальным фактором – речью, поскольку объекты имеют название, вербализованы, а их запоминание приобретает произвольный характер.
В результате социализации формируется новый социальный уровень памяти с новым принципом функционирования, когда содержанием выступает вербальный осмысленный материал, а его механизмом – произвольное регулирование запоминания и воспроизведения. Трудность разделения этих уровней проявляется в существовании переходных форм проявления социальности, т.е. степени участия вербальных компонентов и произвольного механизма регулирования процессов памяти.
Мышление также меняется – созревает аналитико-систематическая функция коры головного мозга, возникает переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, дети в состоянии понимать свойства и признаки предметов и явлений, поэтому могут делать обобщения, выводы, строить аналогии, элементарные умозаключения. Наглядно-действенное мышление развивается до наглядно-образного.
Прогрессируют пространственные представления, возникают попытки провести анализ пространственных ситуаций, через дифференциацию образа пространства с отражением и предметов и их взаимного расположения.
Социальное становление психики определяется доминирующей в это время психической формой – представлениями.
Представления детей являются фрагментарными, диффузными, хотя продолжается процесс их интенсивного развития в деятельности. В развитии представлений определяющим фактором выступает слово и действие, практический анализ окружающих предметов, и социальный контекст воспитания детей значительно их ускоряет в развитии.
Усложняющиеся представления отражаются на всем процессе психического развития.
Вместе с развитием психики происходит и развитие личности у детей – более дифференцированно начинают проявляться характер, интересы, ценности, психическое развитие становится все более социальным, усиливается социализация, обусловленная постепенным изменением социальной ситуации развития – близостью школьного обучения.
Социальная ситуация развития вызвана потребностью автономности действий и становлением системы самооценки, попыткой воспроизвести модель отношений и поведения взрослых, хотя они все еще ограждают ребенка от активного участия. В отношениях со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, познается сила обособления, которым предстоит овладеть в более позднем возрасте. Дети стремятся участвовать в отношениях и социальных ролях взрослых посредством игры. Начинает формироваться субъект деятельности, возникающий в процессе общения, познания и практической деятельности.
Развитие целеполагания – возникает в этом же возрастном периоде. Достижение цели и умение довести деятельность до конца обусловлены развитием целенаправленного произвольного поведения. Формирование волевого компонента субъекта деятельности реализуется как сосредоточенность и последовательность действий, самоконтроль, самооценка своих действий и полученного результата. Под влиянием оценок и контроля взрослого ребенок начинает видеть ошибки в своей и чужой деятельности, и берет образцы для подражания.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте развиваются специфические способности: художественные-декоративно-прикладные и изобразительные; театрально-речевые, лингвистические; музыкальные; логико-математические; организаторские, конструктивно-технические. Развиваются познавательные способности, центральное место в их структуре занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций, способность к перцептивному моделированию и социализованной речи, способность к обобщению переживаний.
Июль 2021