Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ПЕСЕННЫМ ФОЛЬКЛОРОМ

Василенко Татьяна Юрьевна
учитель музыки,
МБОУ "Ржевская СОШ",
с. Ржевка, Шебекинский городской округ, Белгородская область
Самый подходящий материал для музыкальных занятий с детьми младшего школьного возраста – народные попевки, прибаутки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны детям.
С разучивания и исполнения попевки, весёлой дразнилки, потешки, к примеру, можно начать этап урока, посвященный формированию вокальных навыков, т.к. интонационная раскованность попевок, свобода интонирования, простота попевочной формулы удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции. Например:
Вместе с солнышком встаем, (исполняет педагог, задавая темп, динамику, обозначая ритмический рисунок)
Вместе с птичками поем: (учащиеся)
– С добрым утром! (педагог)
– С ясным днем! (учащиеся)
Вот как славно мы живем! (вместе)


Со временем, «право» начинать, т.е. задавать темп, динамику и ритм попевки, можно предоставить самим учащимся, тем самым обогащая опыт детей в творческих импровизациях.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются в первую очередь во время распевания, поэтому регулярное использование упражнений помогает быстрой слуховой организации, сосредоточение внимания, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Для этого хорошо подходят мелодии с выраженным ритмическим рисунком (параллельно способствуют развитию ритмических навыков воспитанников):
Анд -рей- во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей!
Го-няй-га-ло-чек, из-под па-лочек!
(с движением по полутонам ↑↓)
Для развития артикуляционного аппарата, дикции хорошо подходят скороговорки, а музыкальные скороговорки помогают решить сопутствующие задачи, как например скороговорка:
Топали да топали, (на одном звуке)
Дотопали до тополя, (поступенное движение ↑)
До тополя дотопали, (на одном звуке)
Да ноги-то оттопали (поступенное движение ↓) – данное упражнение помогает упражнять в чистоте интонирования, развивает навыки ансамблевого пения.
Для развития чувства ритма своих воспитанников использую, в том числе, такой прием, как хлопки в ладоши, который очень нравится детям: дети становятся парами друг против друга и в такт песне ударяют друг друга в ладоши, а в дальнейшем применяют различные типы хлопков:
Тра-та-та, тра-та-та,
(хлопки в ладоши)
Поймал дедушка кота,
(поочередные хлопки по коленям)
А бабушка кошку
(«крест-накрест» правыми ладошками)
За левую ножку!
(«крест-накрест» левыми ладошками)
Ай на-ри, на-ри-на-на,
(хлопки на каждую долю в паре)
Ри-да-ду,
(поворот вправо на дробном шаге)
Да-ри-да-да! (возвращение в исходную позицию на дробном шаге с
хлопком друг другу в ладоши на последнюю долю) – упражнение направлено не только на развитие чувства ритма, координации движений, но и на умение работать в паре (слышать, чувствовать темп выполнения упражнения напарником).
Упражняя в чистоте интонирования, разучив прибаутку «Лиса по лесу бежала», использую ее же для разучивания хороводного шага с носка с чередованием каблучного шага с пятки на носок и переменных притопов, тем самым развивая чувство ритма и умение сочетать пение с танцевальными движениями - применяю во время проведения физминутки в середине урока.
Лиса по лесу бежала,
(хороводный шаг с носка)
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
(шаг с пятки на носок)
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
(переменный шаг)
Ване ягод приносила,
Ване ягод приносила,
(«дробный шаг» с поворотом вокруг себя на месте)
Рыжий хвост отдать просила. (те же движения в другую сторону с поклоном на последнее слово фразы)
Каждый жанр детских песен имеет свои постоянные интонационные символы, которые всегда на слуху у детей. Это очень хорошо видно на примере считалок.
В считалках есть определённое разнообразие в звуковысотной структуре напевов, в форме и композиционных соотношениях:
Тик-трак, тик-трак,
Под мостом жил старый рак.
Рыжий кот пришел на мост,
Рак схватил кота за хвост.
– Мяу-мяу, помогите,
С хвоста рака отцепите!
Все бегут, и ты беги,
Коту Ваське помоги.
Данное упражнение можно петь на одном звуке определенной высоты, тем самым упражняя в соблюдении ритмического рисунка и в умении петь слаженно по ритму и темпу (навыки ансамблевого пения), а так же, изменив мелодию, упражнять в чистоте интонирования в скачках на терцию, кварту, квинту.
В детском фольклоре легко разглядеть творчество, связанное с окружающим детей миром: с лесом и птицами, с полем и речкой, с новым урожаем и старинными обрядами, с временами года и явлениями природы.
Не успели, отойти морозы, а дети уже призывают Весну. Эту весеннюю закличку я разучиваю с учащимися с элементами двухголосия:
Ясна-красна,приди,Весна!
С голубою далью,
С Иваном да Марьей,
С золотистым гребнем,
С изумрыдным стеблем.
Пришла весна-
Войной пошла.
На все в зимнем:
На льды – ливнем,
На снег – теплом,
На всю зиму – помелом.
Заклички так же помогают развивать силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции:
Дождик, лей, лей, лей на меня и на людей.
На людей по ложке, на меня по крошке.
А на Бабу-Ягу – лей по целому ведру!
Навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. В том случае, когда воспитанники знакомятся с народной песней, то я, как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, предпочитаю разучивание и исполнение производить «на слух», т.е. с моего голоса. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования; также это возможно благодаря такому приему как слушание песен в исполнении взрослых или чисто интонирующих детей, исполнение сольно и по подгруппам. Систематическое повторение песен (а капелла), осознанное исполнение помогает развитию чистоты интонирования. Нечисто поющих детей рассаживаю среди хорошо поющих детей и ближе к инструменту, чтобы они видели педагога, его артикуляцию.
Программное содержание очерчивает нам круг произведений, которые возможны для ознакомления и разучивания, но за счет вариативной части программы возможны «вкрапления» иного музыкального материала. При подготовке к праздникам, развлечениям я стараюсь разнообразить музыкальный материал, в том числе прибегая к жанрам детского песенного фольклора. В таких случаях я, прежде всего, подбираю музыкальный материал удобный по диапазону, который в том числе соответствовал бы возрастным особенностям младших школьников и отвечал тематической направленности. Например, при подготовке к ставшими уже традиционными для нашей школы фольклорным праздникам «Щедрование», «Масленница», я знакомлю своих воспитанников с основными обрядовыми действиями, объясняю их смысл, знакомлю с разнообразным фольклорным материалом: приметы, пословицы, песни, обрядовые приговоры, а затем разучиваем некоторые из них и используем в театрализованных, игровых действиях во время проведения праздников.
На постоянной основе в традиционные мероприятия включаю элементы детского песенного фольклора, такие как: частушки, песни (современные, по теме праздника, объясняя, что и в наше время продолжают жить различные формы фольклора, облачившись в современные формы музыки), игру на музыкальных инструментах (народные инструменты и стилизованные под них инструменты-«шумелки») с подпеванием.
Я убедилась, наблюдая за своими воспитанниками вне учебного процесса, что в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности дети с удовольствием используют разученные на уроках музыки и во внеурочной деятельности песенки, попевки, дразнилки, в том числе, применяя их в играх.
Библиографический список
1.Куприянова Л.Л. Русский фольклор:программно-методические материалы 1-4 классы. М.: Мнемозина,2008.-160с.
2. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. М.: ТЦ Сфера, 2015.-176с.
Июль 2021