Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Волкова Нина Владимировна,
учитель трудового обучения,
МБОУ «С (К) СОШИ»,
г. Чусовой, Пермский край
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой образовательного процесса.
Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.
Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности - разнообразными.
Первые 3-5 минут – фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей – 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы.
Познавательная деятельность школьника включает специальные виды учебной работы, способствующие сохранению здоровья ребенка и развивающие его с позиции требований завтрашнего дня и с учетом возрастных особенностей. Систематическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках цветоводства позволяет обучающимся снимать физическую напряженность и усталость, стимулировать умственную работоспособность школьников с ОВЗ. Положительным моментом в проведении урока цветоводства является применение разнообразных педагогических методов и приёмов обучения:
1. Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у обучающегося высокого уровня работоспособности.
2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика.
3. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
4. Организация рефлексии.
5. Игровые методы психокоррекции (на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности, мышления, речи).
На уроках профильного труда формируется здоровый образ жизни: проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. В кабинете технологии воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается.
Также большая роль уделяется беседам: по технике безопасности при работе на пришкольном участке, в кабинете цветоводства, правилам работы с садовыми инструментами, правилам поведения в экстремальной ситуации; правила оказания первой медицинской помощи при травмах. На уроках цветоводства проводится большое количество практических работ, поэтому при изучении новой темы или раздела планируется проведение таких уроков здоровья (или фрагментов уроков), на которых даются знания основ здорового образа жизни; происходит знакомство с опасностями, подстерегающими в повседневной жизни; вводится изучение основ медицинских знаний и правил оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. После проведения таких уроков можно переходить к занятиям на свежем воздухе (как на пришкольном участке, так и проведению занятий вне школы – экскурсии). В процессе работы на пришкольном участке и во время практических работ обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей, а также получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Это способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.
Большое значение на уроках цветоводства имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся.

Август 2021