Высшая школа делового администрирования
Конференции

ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ «ЖИВОЙ ПЕСОК»

Бушенева Александра Алексеевна,
педагог-психолог,
ГБУ РК «СРЦН г. Сыктывкара»,
г. Сыктывкар
Цель: гармонизация эмоциональной сферы подростков.
Задачи:
1.         Создавать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2.         Снижать психофизическое напряжение, тревожность.
3.         Актуализировать эмоции, развивать умение выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами.
4.         Развивать фантазию, творческое и критическое мышление.
5.         Способствовать формированию устойчивой самооценки.
Основной метод работы – плассотерапия.
Форма занятий: групповая.
Методы: игры, упражнения, взаимодействие с песком, релаксация.
Ход занятия
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас всех видеть на нашем очередном занятии! И прежде чем мы начнем, давайте с вами по традиции вспомним правила поведения на занятии (ребята называют правила поведения).
Кроме этих правил нам понадобятся еще дополнительные правила, поскольку сегодня на занятии мы будем работать с песком (называются правила поведения).
Ритуал приветствия.
Упражнение «Приветствие-пожелание». Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день.
«Предлагаю всем встать в круг. Сейчас мы будем говорить друг другу пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть кратким, желательно в одно слово. При этом мы будем бросать мячик тому человеку, которому адресовано наше пожелание».
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Упражнение «Здравствуйте!».
«Мы с вами продолжаем оставаться в кругу. Сейчас мы будем здороваться со своими соседями справа и слева определенным способом, например, как принято в разных странах. Ну, например, как вы знаете, в России приветствуют друг друга рукопожатием. В Италии при встрече горячо обнимаются. В Бразилии хлопают друг друга по плечу. В Зимбабве трутся спинами. В Македонии здороваются локтями. В Никарагуа приветствуют друг друга плечами. Ну а у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: сначала они хлопают по ладоням, затем подпрыгивают и толкают друг друга бедрами».
«Ну что же, мы с вами поприветствовали друг друга, передали пожелания на сегодняшний день. Теперь можно переходить к основной части нашего сегодняшнего занятия. «Живой песок»…».
Упражнение «Знакомство с песком».
«На вид наш волшебный песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он совершенно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например, небольшой шарик, почувствуйте, какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности. Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто живой, дайте ему подышать.
Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, нам можно идти дальше».
Упражнение «Морская звезда чувств».
«Давайте вспомним основные чувства, эмоции. Представьте себе чувство, с которым вы бы хотели поработать. Для того, чтобы лучше представить можете на некоторое время закрыть глаза.
Возьмите песка столько, сколько необходимо и изобразите ваше чувство в виде лучика морской звезды. Старайтесь не смотреть на лучики других участников, каждый работает со своим чувством.
Теперь давайте посмотрим на лучики каждого и попытаемся угадать, что это за чувство. После того, как накидаем несколько версий, автор может объявить, что же за чувство было на самом деле.
Ну а теперь давайте соединим наши лучики в единую композицию, создадим середину.
Побудьте наедине со своим лучиком, со своим чувством столько, сколько вам хочется.
Давайте посмотрим, на что похожа наша морская звезда, какие здесь есть чувства. Также и в жизни, мы испытываем целую гамму эмоций и чувств в разные моменты. И все наши эмоции имеют право на существование.
Давайте снова дадим нашему живому песку подышать. Это больше не ваши чувства, это просто песок».
Обратная связь:
- Легко ли было выполнять упражнение? Что мешало? Что помогало?
- Какие чувства испытывали при выполнении задания?
- Какие чувства сейчас?
Техника «Пляж».
«Давайте представим, что мы с вами на пляже. Что обычно мы делаем на пляже? Верно, играем песочком. Теперь поиграйте, пожалуйста, песком, изобразите радостную эмоцию. Побудьте в этом состоянии столько, сколько вам необходимо».
Релаксация «Безмятежность и покой на берегу моря»
Вводная часть. «Найди любую точку и постарайся на ней сосредоточить свой взгляд. Медленно начинай закрывать глаза.
Кисти и руки.
Начни с левой кисти. Сильно сожми ее. Почувствуй напряжение в кисти и руке при сжатии. Теперь расслабь руку. (Повторить 5 раз). То же повторить для правой руки. Ощути, насколько лучше они чувствуют себя расслабленными.
Руки и плечи.
Вытяни руки вперед. Подними их над головой. Заведи их назад. Почувствуй напряжение в плечах. Сильнее вытяни руки. Теперь дай рукам упасть вдоль тела. Повторить 3-4 раза. Ощути, как они чувствуют себя расслабленными.
Плечи и шея.
Подними плечи к ушам и втяни голову в плечи. Напряги их, расслабь и почувствуй тепло. (Повторить 3-4 раза).
Рот.
Сильно сожми зубы. Напряги мышцы шеи, чтобы зубы сжались посильнее. Теперь расслабься. (Повторить 2-3 раза).
Лицо и нос.
Наморщи нос. Как можно больше морщинок. Сильно-сильно. Расслабь нос. Повтори 3-4 раза. Ощути, какое лицо милое, гладкое, расслабленное.
Живот.
Напряги мышцы живота. Живот напряжен. Не двигайся. Держи живот. Теперь расслабься. Живот становится мягким. (Повторить 3-4 раза). Почувствуй себя удобно, расслабленно.
Ноги и стопы.
Упрись подошвами в пол. Можешь помочь себе всей тяжестью ног. Упирайся, разведи подошвы в стороны. Теперь расслабь ноги. (Повторить 3-4 раза). Приятно, никакого напряжения.
Все тело.
Расслабься как можно больше. Почувствуй расслабление каждой мышцы. Почувствуй, насколько ты спокоен».
Основная часть.
««Сейчас мы с вами перенесемся на берег моря. (Пауза).
Вы на берегу моря. Побережье устелено чистым белоснежным песком. Вы лежите на безлюдном пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Они нежно согревают вас, и вы чувствуете, как ваше тело постепенно расслабляется, становясь всё тяжелее. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого морского бриза на вашем лице; чувствуете, как развиваются ваши волосы на ветру. Спокойствие и покой заполняют вас. (Пауза 1 минута).
Голубое небо над вами чистое и бескрайнее. Иногда где-то неподалёку пролетают чайки, и к вам доносятся их крики. Вы наблюдаете за тем, как плывут облака; их причудливые формы напоминают далёкий красивый город, такой воздушный, мирный и счастливый. Умиротворение и покой заполняют ваше сознание. (Пауза 1 минута).
Вы слышите, как шумит прибой, чувствуете, как солоноватый воздух наполняет ваше тело, просачиваясь в каждую клеточку. Ваше дыхание выравнивается, становится спокойным, ритмичным и глубоким, как шум волн. Вы дышите вместе с морем. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.
Вы становитесь одним целым с морем. Море – это вы сами. Вы – бескрайние морские просторы. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия». (Пауза 1 минута).
Улыбнитесь мысленно: ощущение покоя и отдыха вам приятно. Сейчас вы совершенно расслаблены. Прислушайтесь к себе: ощущение расслабления глубокое и полное... Вы отдыхаете... Вы отдыхаете... (Пауза 2 - 3 минуты).
Хорошо нам отдыхать, но пора возвращаться. Сейчас мы на счет «три» откроем глаза. «Раз», «два», «три». Проснулись, потянулись и улыбнулись. Вы полны сил и энергии! У вас отличное настроение!»
Завершение.
Дорогие ребята, сегодня мы говорили с вами о наших эмоциях и чувствах, много работали со своим внутренним миром. Поделитесь, пожалуйста, как в целом занятие. Что, может быть, понравилось больше? Какие мысли, чувства сейчас?
Я вас благодарю за активную, искреннюю работу, учусь вместе с вами в каждый момент! Сюрпризный момент.
Думаю, у каждого человека время от времени случаются какие-то мощные эмоциональные всплески. Они не напрасны. С одной стороны, дают заряд на новую жизнь, с другой — понимание. Ты меняешь угол зрения: на всё начинаешь смотреть иначе, обретаешь способность оценить что-то справедливо — и изъяны понять серьезные, и увидеть огромные достоинства того, что имеешь.
Август 2021