учитель математики,
МКОУ “Маминская СОШ”,
с. Маминское
Каждый учитель знает, как тернист путь, по которому надо пройти с учеником, чтобы в итоге испытать радость и счастье от заслуженного общего успеха. А если ещё и ученик не простой, практически постоянно демонстрирующий индифферентность к результату своего труда? Конечно, многие понимают, что здесь важны психология, мотивация, стартовая позиция учащегося (знания, уровень самостоятельности и ответственности), профессиональные и личностные качества педагога. Совершенно невозможно охватить все жизненные ситуации и отношения, разобрать все комбинации и характеристики классов, учеников и учителей, учесть все условия, а также сопутствующие роли семьи и друзей. Изначально определимся, что поиск ответа на вопрос: “ Почему он (а) написал (а) работу на два?”, нас интересовать не будет. Мы будем говорить о работе, которую разумно и целесообразно вести учителю в отношении слабого ученика или ученицы, который (ая) попал (а) в “группу риска”, согласно критериям, выработанным в процессе педагогической практики учителя (школы).
Итак, пусть наш ученик получил двойку за свою “работу”. Как правило, будем надеяться, что это так, кто-нибудь из связки учитель-ученик-родитель (законный представитель) точно этим недоволен. “Что делать?” – излюбленный веками вопрос. Мы постараемся предложить такую методику работы учителя, не претендуя на её универсальность, соблюдая требования которой, гарантированно получить долгожданную “тройку”, а при стабильности результатов, добиться выхода ученика из “образовательной ямы” по предмету. Если же вы получите от этой методики большую пользу, то это просто замечательно!
Подчеркнём, что самым основным является сохранение спокойствия и готовность учителя исправить сложившуюся ситуацию с нерадивым учеником. При чем к сотрудничеству просто необходимо и обязательно привлечь родителей (законных представителей), так как функцию контроля за самостоятельностью (без использования посторонней помощи, калькулятора, сети Интернет и т.п.) и самим фактом выполнения домашних заданий учеником вне стен школы стоит изначально доверить и отслеживать именно им. Добейтесь понимания со стороны родителей, четко обозначив свою позицию.
Работа учителя заключается в составлении матрицы задач и умелом её использовании, поэтому ответ на вопрос “Когда?” зависит от готовности учителя. Как только составите задания (20 мин.- 2 дня), то приступайте.
Прежде всего составьте (возьмите из источников) 6 ветвей задач (заданий):
1) от простых к сложным внутри темы; (a1, a2, a3, …), можно пропустить выделение этого ряда, создавая задачи одновременно располагая их по уровню сложности и тут же записывать под ними “типичные” (п. 2);
2) блок “типичных заданий” из-за которых ученик не может продвинуться дальше и являющихся обязательными в освоении материала; (это будет ряд a11, a12, a13, …, если ученик не решает вид задачи a1);
3) ряд заданий, которые будут играть роль только домашних; (b1, b2, b3, …);
4) задания, которые будут даны для контроля на уроке; (c1, c2, c3, …);
5) совокупность заданий, которые вы тоже дадите на уроке, но к ним есть ответы и ученик может сам себя проверить; (d1, d2, d3, …);
6) ряд заданий из тем (разделов предмета), исключив ту, за результат которой ученик получил “два” (e1, e2, e3, …).
Вообще говоря, задач не может быть много или мало, руководствуйтесь нормами, здравым смыслом и принципом: количество не должно приводить к ощущению неразрешимости, в противном случае, ученик вовсе откажется выполнять работу или будет выполнять её не качественно. Целесообразно постепенно наращивать количество, но помнить об допустимом временном ограничении согласно возрасту ученика.
Теперь надо правильно дозировать задачи для работы в классе и дома. Можно предварительно расположить задачи ряда 2 в виде матрицы. Напомню, что движение от задачи к задаче устанавливает учитель (как координатор действий ученика) и чаще носит творческий и индивидуальный характер, поскольку одному вашему ученику потребуется только 2 задачи сложности 1, чтобы он решал сколько угодно подобных, а другому может потребоваться гораздо большее количество. Помните, наша цель научить любого ребёнка на “три”, а если он захочет большего, то надо предоставить ему эту возможность. Следующая таблица, как пример, демонстрирует работу с задачами, если всех задач вы составили по 5 штук для всего класса, т.е. всего 45 задач.
№п.п.
На уроке
Домой
1
a11, a12, a21, a22, a31
a13, b1, b2
2
a23, a32, a41, e1
a24, b3, b4, e2
3
a33, a42, a51, e3
a14, a34, a43, e4
4
d1, d2, d3, d4, d5; e5
a15, a25, a35, a44,
(a52 – доп.по желанию)
5
a45, c1, c2, c3, c4, c5
b5, а53, (a54,a55 – доп. по желанию)
Замечание 1: 1 цифра индекса – уровень сложности; 2 цифра индекса – “типичная задача”.
Замечание 2: к уровню большего порядка следует переходить при подтверждении факта, что уровень меньшей сложности освоен.
Замечание 3: данные задачи в плане урока могут находиться в разной позиции, а так же (в зависимости от целей самого урока) могут быть как дополнительными, так и основными.
Сопутствующие рекомендации учителю (на уроке):
1) изучаем математику;
2) замечаем и одобряем понимание учеником материала;
3) не забываем о цели: навык решения типовых задач должен быть сформирован у всех;
4) не останавливайтесь на достигнутом, всегда демонстрируйте перспективу и практическую значимость;
5) поддерживайте детское любопытство, общение, взаимовыручку, развивайте самоконтроль у учеников.
В принципе, описанную выше матричную систему задач и её использование для работы с учеником из “группы риска” можно назвать простой и доступной, ведущей к рефлекторному решению учащимся эквивалентных задач при выполнении разнообразных работ (контрольных, проверочных, ВПР, ДКР, ОГЭ, ЕГЭ).