Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

УГРОЖАЕТ ЛИ МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ?

Николаев Дмитрий Владимирович,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 2,
г. Калининск Саратовкой области
- актуальность реализованного проекта:
Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Мы видим, как существенно меняется язык. Процессы, происходящие в нем, волнуют не только специалистов языка, но и нас, молодёжь ΧΧI века. Поэтому мы разработали проект «Молодежный сленг», т.к. эта тема всегда была актуальна и она интересна нынешней молодежи.
- цели и задачи программы:
Цель: выяснение причин существования в языке молодёжного сленга; определение степени его влияния на русский язык; судьба молодёжного сленга в русском языке.
Задачи:
•            проследить пути развития сленга в России;
•            выявить причины «живучести» молодёжного сленга;
•            установить, влияет ли сленг на литературный язык;
•            изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь города Калининска
Особенностью проекта является и его тема, и методы работы, изучение истории возникновения молодёжного сленга, обращение к педагогам школы и родителям по поводу его «живучести», вовлечение учащихся средних классов в решение проблемы.
- план-график подготовки и реализации проекта:

сентябрь

1.Старт проекта. Обсуждение задач проекта, методов и способов работы

2. Знакомство с данными науки о молодёжном сленге

3.Изучение истории возникновения молодёжного сленга и путей его развития

октябрь

4. Социологический опрос учащихся 9-10 классов

5. Социологический опрос родителей

6. Наблюдения в социальной сети Vkontakte.ru

6. Статистическая обработка данных

ноябрь

5. Составление словаря молодёжного сленга

6. Оформление материала.

7.Защита проекта


- содержание проекта с кратким описанием форм и методов работы:
1.         Основополагающий вопрос проекта:
Почему молодёжь говорит неправильно?
Проблемные вопросы
1. Как формировался язык современной молодежи?
2. Является ли сленг главным способом выражения мысли?
3. Почему молодежь так любит употреблять сленговые слова?
Учебные вопросы
1. Что такое «молодёжный сленг»?
2. Как развивался сленг в России?
3. Является ли сленг отдельным языком?
4. Как влияет сленг на литературный язык?
5. Употребляет ли молодежь города Калининска сленговые выражения?
2.         Методы исследования, которые помогали нам осуществить нашу цель.
1. Наблюдение
2. Социологический опрос
3. Логический анализ
4. Метод статистической обработки данных
5. Метод сравнения
6. Метод обобщения
3.         Что же такое СЛЕНГ?
В. И. Даль утверждал: «Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив все покинутые запасы языка».
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками.
СЛЕНГ – это слова, которые рассматриваются как нарушение норм литературного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Он бытует в среде городской учащейся молодежи: в отдельных более или менее замкнутых группах. Молодёжный сленг, как явление, не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся.
20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
Вторая волна связана со Второй мировой войной. Дети остались без родительской опеки, некому было следить за их развитием. У многих речь была неправильной, неряшливой, отрывистой, перегруженной лишними словами.
Третья волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».
Появление 4-ой волны связано с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и молодые люди создали свой "системный" сленг, как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Молодёжный сленг занимает свою нишу в национальном языке. Он принадлежит нелитературным разновидностям, входит в группу социальных просторечий вместе с жаргонизмами и вульгаризмами.
4.         Социологический опрос
Мы провели социологический опрос ровесников, родителей. Были заданы такие вопросы:
1.         Знаете ли Вы, что такое молодёжный сленг?
2.         Используете ли Вы его в своей речи?
3.         Как Вы думаете, нужен ли молодёжный сленг?
4.         С кем вы общаетесь языком сленга?
О сленге языком цифр
Социологический опрос ровесников:
Знаете ли Вы, что такое молодёжный сленг?
•            20% опрошенных точно знают, что такое молодёжный сленг
•            68% опрошенных не уверены, что знакомы с этим понятием, но сленг в их речи присутствует
•            12% опрошенных не используют его в своей речи
Используете ли Вы его в своей речи?
•            89% опрошенных ответили ДА
•            11% опрошенных ответили Нет
Как Вы думаете, нужен ли молодёжный сленг?
•            89% опрошенных ответили, что нужен
•            11% опрошенных ответили, что не нужен
С кем вы общаетесь на нём?
•            70% опрошенных ответили, что общаются со всеми
•            10% опрошенных ответили, что общаются со всеми, кроме родителей
•            20% опрошенных ответили, что общаются со всеми, кроме учителей
О сленге языком цифр
Мы провели социологический опрос родителей, на котором были заданы вопросы:
1.         Знаете ли Вы, что такое молодежный сленг?
95% родителей ответили: «Да»
2.         Используете ли Вы его в своей речи?
87% родителей ответили: «Да»
3.         Как Вы считаете, нужен ли он?
90% родителей ответили: «Да»
4. С кем Вы общаетесь на нем?
Родители ответили: «С детьми и друзьями»
5.Почему Вы говорите на нем?
Ответили так: «Чтобы легче было донести информацию»
5.         Наблюдение в социальной сети
Больше всего сленг используется в социальных сетях.
Вот примеры самых распространенных слов:
прикольно - смешно
офигенчик - отлично
чика - девушка
мен - парень
коры - шутки
четко - хорошо
кульный – красивый, приятный.
6.         Причины существования сленга
Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания молодёжи переиначить мир на свой манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого – копф; из французского – шершерить – искать.) из разных диалектов (берлять, ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел).
В результате реализации проекта участники узнали:
•            что такое сленг;
•                        историю возникновения молодёжного сленга и пути его развития;
•            причины возникновения и употребления сленга;
•            является ли сленг отдельным языком;
•            влияет ли сленг на литературный язык;
По итогам проекта были сделаны выводы:
Культура речи зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей. Наши наблюдения показали, что наличие или отсутствие в их речи сленговых выражений напрямую связано с профессиональной ориентацией и возрастными особенностями. Как правило, если молодой человек или девушка, употребляя сленг, не претендуют на юмористическую окраску сказанного ими, то, упрощая таким образом язык, они приходят к примитиву.
Все мы помним слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...».
Август 2021