Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СТУДИЙНОСТЬ ДОУ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проценко Мария Александровна
Старший воспитатель
Гранкина Людмила Васильевна
Воспитатель
Беленова Светлана Павловна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»
г. Воронеж
Студийность ДОУ как перспектива развития детской инициативы и самостоятельности в условиях современного дошкольного образования
Аннотация: В статье поднимаются вопросы поддержки инициативы, развития творчества и самостоятельности ребенка в условиях современного детского сада. Одним из ответов является внедрение новой вариативной модели организации образовательного процесса «студийный детский сад». Студийность как перспектива развития детской инициативы является опорой для детской позитивной социализации и стимулирования творческих способностей ребенка.
В современном российском обществе происходят глобальные изменения в сознании людей и в модели воспитания подрастающего поколения. То, что было вчера в новинку и казалось недостижимым, сейчас доступно многим. Дети легко и непринуждённо осваивают новые технологии и, порой, их восприятие и мышление застаёт родителей врасплох. Запросом общества является воспитание личности, умеющей справляться с возрастающим потоком информации, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Идеологией современного дошкольного образования, заданной федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, является поддержка «развития ребенка, открывающая возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».
Многие педагоги, понимая важность развития самостоятельного и инициативного ребенка, с трудом отходят от привычных, классических видов деятельности с ребенком. Тем не менее, существует понимание, что нужны другие формы и виды деятельности, и само общение с детьми должно строиться так, чтобы ребенок являлся не объектом образовательного процесса, а субъектом.
Но как педагогам детского сада поддержать инициативу ребенка в современных условиях? Как создать условия, способствующие развитию самостоятельности и творческой активности детей? Как сделать систему детского сада открытой в отношении ребенка?
В поисках ответов на эти многочисленные вопросы педагоги нашего детского сада пришли к выводу о необходимости создания новой вариативной модели организации образовательного процесса «студийный детский сад».
Что такое студия? В первоисточнике, на латинском «студия» - «усердно работаю, изучаю». Для нас студия – пространство, в котором осуществляется образовательная деятельность детей. Это пространство, во-первых, для самоопределения ребенка, отвечающее его потребности делать что-то важное, осуществлять разнообразные выборы, во-вторых, для самореализации ребенка, способствующее накоплению опыта успешной творческой деятельности, переживанию удовольствия, в-третьих, для саморазвития, способствующее обретению способности к самостоятельному решению задач.
Ребенок имеет право свободного выбора студии и право перемещаться из пространства одной студии в пространство другой, таким образом, он строит свою индивидуальную траекторию развития.
Каждое студийное пространство является открытым, свободным. Здесь ребенок может воспользоваться огромным количеством возможностей для разворачивания своей активности: от свободной игры и экспериментирования до реализации собственного проекта, тем самым приобретая практический опыт. Роль взрослого-мастера студии заключается в сопровождении ребенка. Он теперь - носитель культурных ценностей, соавтор и разработчик вместе с ребенком его собственной образовательной траектории в таком пространстве.
Как же организуется день в студийном детском саду? Реализация образовательной деятельности строится на детском интересе. Но, чтобы его вызвать, накануне образовательного события делается «вброс» в развивающую предметно-пространственную среду. Формируется выставка из игрушек, книг, поделок, имеющих отношение к теме образовательного события, которая пробуждает первые детские вопросы. Или вводится персонаж, стимулирующий детскую любознательность.
В тот же день происходит детский совет. Он проводится по определенной структуре, но допускает значительную долю вариативности. Как правило, детский совет начинается по звуковому сигналу, будь то свисток паровозика, или другая детская мелодия. Дети садятся в круг на подушки. Этапы утреннего детского совета – приветствие, обмен новостями, обсуждение.
В качестве ситуации для размышления предлагается тема образовательного события. Обсуждается новая тема, выясняется, каковы знания детей в этой области, и что они хотели бы узнать. Вместе с педагогом составляется планирование по модели трех вопросов. Все инициативы, и детей, и педагога, отражаются на «паутинке».
«Паутинка» – инструмент для фиксации детских инициатив. Представляет собой ватман, плакат с намеченным рисунком дерева, дома, бабочки, иного предмета, с несколькими пустыми областями, которые заполняются информацией, полученной от детей. Первая область: что мы знаем о теме образовательного события. Вторая область: что мы не знаем, но хотели бы узнать? Третья область: где мы можем это узнать? В студии или в центре активности? Вся информация записывается печатными буквами, чтобы дети могли сами прочесть написанное. Малыши используют значки, маленькие рисунки, смайлики для обозначения своих вопросов.
Например, тема образовательного события «Что мы знаем о воде?». Дети рассказали много интересного о движении воды в природе, пообещали принести собственные энциклопедии во вторник. Еще захотели нарисовать схему круговорота в природе, попробовать самостоятельно провести опыты с водой и красками, поставить собственную сказку «Приключения капельки». Детские инициативы дополняются предложениями педагога. Обращается внимание детей на карточки с заданиями типа: «Помоги лягушонку пройти лабиринт» и «Посчитай капельки» в центре математики. В центре творчества – на распечатанные картинки с изображениями берега водоема и воздушной среды. Дети вырежут картинку по контуру, наклеят на альбомный лист и красным маркером обозначат движение круговорота воды в природе. В центре рисования упор делается на материалы и оборудование для нетрадиционного рисования с использованием воды: зубные щетки для разбрызгивания, пластиковые трубочки для выдувания клякс и т.п.
После заполнения «паутинка» располагается в приемной в целях привлечения родителей (как полноправные участники образовательных отношений, как со-педагоги, как партнеры они имеют полное право внести свои предложения и вопросы).
Для диалога с родителями разработан инструментарий, который помогает обеспечивать механизмы реализации образовательной модели – в каждой групповой приемной размещены информационные терминалы, где ежемесячно размещается навигатор образовательной деятельности. И каждый родитель при желании может предложить свой мастер - класс в рамках студийной работы.
В понедельник утром проходит детский совет. Он опирается на заполненную «паутинку». Педагог обращает внимание детей на содержание центров активности, которое может помочь детям реализовать свои инициативы. Происходит своеобразная реклама центров активности. Каждый ребенок решает, где он сможет получить ответ на интересующий его вопрос. Решение, принятое ребенком, отражается на доске «Я выбираю!», которая является инструментом для фиксации выбора ребенка. Она представляет собою магнитную или ковролиновая поверхность, разграниченную на зоны. Каждая зона соответствует центру активности в группе и маркирована соответствующей картинкой. У каждого ребенка есть свой личный значок. Ребенок прикрепляет свой значок рядом с картинкой в зоне конкретного центра активности и обозначает свое решение наглядно.
После чего одна часть детей уходит на студии, другая остается в группе и расходится по центрам активности.
Выбор детей заключается не только в выборе деятельности, но и выборе партнера, материала. Например, в центре математики предлагаются не только карточки для самостоятельной деятельности, но и дидактические игры. Ребенок может сложить фигуру из палочек Кьюизенера, может найти пару по цвету, раскладывает предметы на большие и маленькие, если предложенная дидактическая игра способна ответить на вопрос ребенка. В центре театральной деятельности дети выбирают вид театра, который поможет им изобразить животное или предмет, предметы, с которыми они изображают пантомиму; дети сами могут попробовать создать декорации для разыгрывания стихотворения. Результатом деятельности детей становятся рисунки, макеты, аппликация, лепка из пластилина, или нематериальные продукты: танец, игра, спектакль, фиксируемые педагогом на фотоаппарат.
Информацией о прожитом дне дети обмениваются во время итогового сбора. Дети делятся опытом, впечатлениями, проходит презентация продуктов детской деятельности. В этот момент дети рефлексируют. Образовательное событие длится от одного дня и до тех пор, пока не угаснет интерес ребенка.
Естественно, это поддерживается развивающей предметно-пространственной средой, позволяющей трансформировать пространство в зависимости от детской инициативы. Комплексное и гибкое зонирование развивающей предметно–пространственной среды позволяет повышать активность, развивать самостоятельность и творчество маленьких непосед. Дети сами создают среду вокруг себя, используя гибкое зонирование.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей.
Сейчас наш детский сад похож на некий отлаженный механизм. Образовательные пространства сложились и работают. Специалисты и воспитатели, поддерживая общие ценности, действуют увлеченно и интересно (можно сказать эксклюзивно).
Начало этого проекта было непростым процессом для педагогов, было сложно перестроиться на вариативную модель организации образовательного процесса. Но про прошествии времени можно сказать, что студийность ДОУ себя оправдала. Ребенок не боится себя презентовать, самостоятельно принимает решения, проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится познавать окружающий мир. Каждый день в жизни ребенка уникален, а родители и педагоги в совместной работе стремятся расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости. Образовательный процесс строится с учётом потребностей, желаний, интересов детей. Можно смело сказать, детский сад стал местом, где воцаряются живые процессы: общих дел, развития, взаимопонимания.
Август 2021