Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Бадыкова Алсу Гилемхановна,
педагог-психолог,
КОГОБУ для детей-сирот СШИ г. Сосновки Вятскополянского района Кировской области,
г. Сосновка
Одной из наиболее значимых проблем современного общества является проблема сиротства. Несмотря на то, что численность детей в детских домах с 2014 г. сократилась практически вдвое, проблема их обучения и воспитания все еще остается очень острой.
Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по своему физическому и психическому развитию отличаются от ровесников, растущих в семье. Эти отличия чаще всего носят негативный характер. Они прослеживаются, начиная с младенческого и заканчивая ранним юношеским возрастом, и препятствуют успешной социализации воспитанников детских домов в обществе.
В связи с этим мы считаем, что главными задачами учреждений интернатного типа, и нашей школы в том числе, должны быть социальная реабилитация и подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в обществе.
Для этого в нашей школе созданы условия проживания, максимально приближенные к домашним. Все наши воспитанники разделены на разновозрастные семейные группы с постоянным составом педагогических работников. Группы размещены в помещениях квартирного типа с комнатами, рассчитанными на 2-3 человека, с общей комнатой отдыха, буфетной и санузлом.
С учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в нашей школе пересмотрена система воспитательной работы.
С сентября 2020 года в школе началась реализация программы семейного воспитания «Мой дом». Она была разработана на основе региональной программы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Главной целью этой программы является создание единого образовательного пространства в Сосновской школе-интернате, способствующего формированию ключевых социальных компетенций воспитанников, необходимых для успешной социализации в обществе.
При выделении ключевых компетенций мы опирались на работы доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии наук И. А. Зимней. В результате мы пришли к выводу, что деятельность педагогического коллектива нашей школы-интерната, должна быть направлена на формирование и развитие у детей следующих социальных компетенций:
1) компетенции гражданственности (осознание общественной сущности человека как члена социальной общности, государства, знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина);
2) компетенции здоровьесбережения (осознание важности здоровья и здорового образа жизни);
3) компетенции в бытовой сфере (навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, семейного бытия, экономическая и финансовая грамотность, организации досуга и т.п.);
4) компетенции социального взаимодействия (способность вести себя адекватно ситуации, находить общий язык с коллективом, с семьей, с друзьями, с другими людьми, избегать конфликтов);
5) компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (профессиональное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие).
Исходя из этого, мы выделили 5 содержательных блоков воспитательной программы, включающих теоретические и практические занятия, которые должны освоить наши воспитанники за время нахождения в нашем учреждении:
1 блок. Культура коммуникации. Слагаемые счастливой семьи
2 блок. Духовно-нравственные основы семьи
3 блок. Ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи.
4 блок. Профессиональная ориентация.
5 блок. Самосовершенствование личности и основы личной безопасности.
Мы не будем подробно останавливаться на этой программе. Отметим лишь, что в ее реализации участвуют все специалисты школы-интерната, используются возможности урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, психологического, социально-педагогического и медицинского сопровождения воспитанников.
Для повышения эффективности воспитательной работы и развития ключевых социальных компетенций наших воспитанников мы активно используем ресурсы межведомственного взаимодействия, расширяем и укрепляем связи с различными социальными партнерами и общественными организациями города, района и области.
На сегодняшний день 100% наших воспитанников охвачены кружками и секциями системы дополнительного образования.
В течение многих лет наши ребята посещают музыкальную и художественную школы. Это сотрудничество позволяет развивать творческие способности детей, прививать любовь к искусству, умение видеть и ценить прекрасное.
Уже очень давно и плодотворно мы сотрудничаем с детско-юношеской спортивной школой г. Сосновки. В разное время наши воспитанники посещали секции дзюдо, тяжелой атлетики и футбола.
Сейчас наши ребята с удовольствием ходят в лыжную секцию и неизменно занимают призовые места в лыжных гонках районного, областного и окружного уровня. Постоянные тренировки не только развивают в мальчишках и девчонках физическую силу и выносливость, но и учат быть настойчивыми и целеустремленными в жизни.
В духовно-нравственном воспитании наших детей нам помогает Кировское областное отделение всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». В нашем педагогическом коллективе работают одни женщины и мужского воспитания, прежде всего мальчишкам, конечно не хватает. Мы очень рады, что участники военных действий и обладатели многочисленных боевых наград принимают активное участие в физическом воспитании и пропаганде здорового образа жизни, в военно-патриотической и профориентационной работе с нашими воспитанниками.
Благодаря многолетнему сотрудничеству с различными военно-патриотическими организациями мы можем с уверенностью говорить, что выпускаясь из школы-интерната, наши ребята не боятся службы в армии и не уклоняются от нее. Они имеют начальную военную, огневую и тактико-специальную подготовку, позволяющую им достойно служить в рядах российской армии. Среди наших воспитанников есть ребята, которые стали профессиональными военными и остались служить по контракту, есть те, кто продолжают свою профессиональную деятельность в рядах МЧС или МВД.
Мы тесно сотрудничаем с Советом Молодежи г. Сосновка и принимаем активное участие во всех мероприятиях и социальных акциях, которые проводятся в нашем городе.
Не так давно в нашей школе был официально создан волонтерский отряд «Дети XXӀ века». На сегодняшний день в нашем отряде 12 воспитанников. Но на самом деле ребят, готовых бескорыстно помогать окружающим людям у нас в школе намного больше.
В 2020 году мы присоединились к Российскому движению школьников. Уже в ноябре наш волонтерский отряд занял 1 место в районном конкурсе в социальных сетях «Мы в команде РДШ». Благодаря этому у нас появилось больше возможностей. Теперь мы можем участвовать не только в мероприятиях на уровне района и области, но и в различных всероссийских акциях.
В решении задач повышения финансовой и экономической грамотности наших воспитанников мы активно взаимодействуем с отделением Сбербанка в г. Сосновка.
Нашим давним другом является межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №4 по Кировской области. В течение 10 лет специалисты налоговой службы регулярно приезжают к нашим ребятам с подарками, проводят развлекательные мероприятия для малышей и различные развивающие занятия для старшеклассников.
В вопросах профориентации нам очень помогают:
- Пожарная часть № 8 в г. Сосновка;
- Центр занятости населения Вятскополянского района;
- Сосновский судостроительный техникум и другие организации района.
Так, например, в прошлом году мебельная компания ООО «Икея Индастри Вятка» организовали для наших воспитанников экскурсию на свое предприятие, рассказали об основных направлениях своей деятельности и наиболее востребованных специальностях. После этого наших старшеклассников пригласили на экскурсию в торговый комплекс ИКЕА г. Казани.
В вопросах формирования правовой грамотности с нами сотрудничают Комиссия по делам несовершеннолетних, нотариусы г. Сосновка и г. Вятские Поляны, Следственный отдел по г. Вятские Поляны, а также специалисты Вятскополянского комплексного центра социального обслуживания населения.
В работе по формированию навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях принимает активное участие отделение ГИБДД г. Вятские Поляны. Его сотрудники регулярно привлекают наших мальчишек и девчонок к различным конкурсам и социальным акциям, направленным на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и соблюдение правил дорожного движения: «Научи ребенка ПДД», «Самый ценный пассажир», «Праздничный стол с ПДД» и др.
Большую помощь в подготовке наших воспитанников к самостоятельной жизни оказывает нам благотворительный фонд «Арифметика добра» г. Москва, который реализует несколько проектов в нашей школе. Один из них – это программа индивидуальных онлайн-уроков с репетиторами - «Шанс», цель которой — помочь детям подтянуть учебу и подготовиться к экзаменам.
Еще один проект «Арифметики добра» называется «Ресурсные родители». Он направлен на подготовку детей-сирот подросткового возраста к жизни в замещающей семье. Благодаря этой программе 3 наших детей были устроены в семьи. Еще с несколькими детьми, желающими обрести новую семью, сейчас работают психологи фонда.
Мы прекрасно понимаем, что важнейшим институтом социализации для ребенка является семья (кровная она или замещающая – это не важно). Никакие, даже самые благоприятные условия, созданные в нашей школе, не заменят материнской ласки, любви и заботы, которые дают ребенку ощущение безопасности, значимости и уверенности в завтрашней дне…
Именно поэтому мы уже очень давно и тесно сотрудничаем с Кировским областным центром усыновления, опеки и попечительства. С 2014 года в нашей школе-интернате работает мобильная группа «Школы кандидатов в приемные родители». За это время мы обучили более 100 кандидатов в замещающие родители, которые взяли в свои семьи более 50 детей, в том числе и из нашей школы.
Хочется отметить, что работа специалистов школы-интерната с нашими воспитанниками не заканчивается после выпуска из школы. Мы не оставляем наших детей наедине со своими проблемами, а продолжаем поддерживать и помогать им в решении различных сложных ситуаций, возникающих в их жизни. Все наши выпускники знают, что в любой момент могут обратиться к нам за советом или помощью независимо от того, сколько лет назад они окончили школу…
Вместо заключения хочется сказать, что оценить эффективность деятельности нашей школы по подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе очень сложно. Несмотря на комплексный подход, систематическую и достаточно длительную работу с воспитанниками самых разных специалистов, как на уровне школы, так и на уровне межведомственного взаимодействия, результаты нашей деятельности носят отсроченный и не всегда предсказуемый характер. Многолетние наблюдения показывают, что наши выпускники не всегда успешно социализируются в обществе. Конечно, есть ребята, которые продолжают свое образование, заканчивают училища, техникумы и ВУЗы, устраиваются на работу, налаживают свою жизнь и создают семьи. Но есть и другая категория детей, которые крайне потребительски относятся к жизни. Выходя из стен школы, они не хотят продолжать образование или работать, начинают вести праздный образ жизни и совершенно не задумываются о последствиях своих действий.
Нам всегда бывает очень обидно, когда мы узнаем о том, что в поисках легкой жизни наши воспитанники возвращаются в ту асоциальную среду, из которой их когда-то «вырвали» и направили в школу-интернат.
Анализируя каждый такой случай, мы всегда стараемся найти свои ошибки и привлечь дополнительные ресурсы для повышения эффективности воспитательного процесса в нашем учреждении.
Так в этом году мы подали заявку на присвоение нашей школе статуса региональной инновационной площадки по теме «Развитие ключевых социальных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как условие успешной социализации». Мы очень надеемся, что под научным руководством специалистов кафедры специального (коррекционого) и инклюзивного образования Института развития образования Кировской области мы сможем вывести нашу воспитательную работу на качественно новый уровень.
Список использованной литературы:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
2. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - 3-е изд. - Москва: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения; Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 413 с.
Август 2021