Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зуйкова Александра Николаевна
Социальный педагог
ГАПОУ ИО «Братский профессиональный техникум»
Иркутская обл., г.Братск
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: социальный педагог; информационно-коммуникативные технологии, социально-педагогическая деятельность.
Широкое применение ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) является глобальной тенденцией мирового общественного развития и научно-технической революции последних десятилетий. Положение социальной сферы России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития на основе информационных и коммуникационных технологий, создания в стране единой социально-информационной среды.
Однако в сложившейся системе образования большинство социальных педагогов не имеют возможности повышать свой профессиональный уровень в области информатики, информационных и коммуникационных технологий в рамках существующей системы переподготовки и повышения квалификации.
Изучение научной литературы по проблеме информатизации всех сфер образования показывает, что социально-педагогический процесс обеспечивается в основном традиционными технологиями, многие социальные педагоги недооценивают ИКТ, испытывая значительные трудности в их использовании, поскольку подготовка в данной области остается во многом фрагментарной, не охватывает всех видов социально-педагогической деятельности.
Профессия «социальный педагог» введена в штат учебных заведений для решения социальных проблем человека и общества, в их числе: социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; преступления и правонарушения; жилищная проблема; опекунство, попечительство; родительская жестокость и другие.
Данные проблемы решаются посредством социально-педагогической деятельности, которая включает следующие направления: социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; социально-педагогическая и педагогическая реабилитация; социальный контроль, социально-педагогическая деятельность с ближайшим окружением ребенка.
Реализация вышеуказанных направлений в условиях общеобразовательного учреждения начинается с составления электронной базы данных, на основе информации предоставленной классными руководителями. На этом этапе возникает необходимость использования ИКТ.
Целевой группой социального педагога общеобразовательного учреждения являются категории семей в социально опасном положении (СОП) и трудной жизненной ситуации (ТЖС). Данные категории закреплены в Федеральном законе N 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Базу данных целесообразно составлять в программе MicrosoftOfficeExcel. Электронный банк данных позволяет систематизировать сведения о группах детей, требующих социально-педагогического сопровождения.
При формировании банка данных уточняются следующие позиции: состав семьи, жилищно-бытовые условия, материальное положение и воспитательный потенциал семьи, основания постановки семьи на учет в органах системы профилактики и т.д.
Автоматическая обработка данных значительно сокращает время подготовки отчетной документации, используется для составления сводных ведомостей учета обучающихся в учебном заведении.
Особое значение имеет применение ИКТ в разработке, апробации и обработке диагностических материалов (программы пакета MicrosoftOffice:Word, Excel и др.). Наличие мощного аппарата формул и функций в Excel: вычислительных, функций управления базами данных, информационных, логических, статистических и др. - позволяет максимально использовать при необходимости методы математической статистики и ускорить сроки обработки результатов. В случае применения ряда тестирующих оболочек, имеет место ряд трудностей, которые связаны с недостаточным уровнем компьютерной подготовки социальных педагогов. Компенсировать этот дефицит можно за счет проведения специальных консультаций и презентаций программных продуктов.
Актуальным является использование наглядных и анимационных материалов для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей. В процессе реализации технологий превентивной направленности - разработка сценариев и сопровождающих презентаций для проведения внеклассных мероприятий помогает программа «MicrosoftOfficePowerPoint», для выпуска информационных буклетов - программа «MicrosoftOfficePublsher».
Социально-психологическая служба образовательного учреждения, имея свою вкладку на сайте, обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимой информацией и возможностью обратной связи.
Перечисленные ИКТ составляют основу социально-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
По результатам проведенного анализа использования информационно-коммуникативных технологий в социально-педагогической деятельности определяются требования к информационной компетентности социального педагога:
- использует информационные ресурсы, для осуществления взаимодействия с семьей;
- применяет диагностические программы для анкетирования и проверки знаний, выявления уровня развития ребенка;
- использует электронный документооборот для ведения всех форм отчетности; ресурсы Интернет и электронную почту для поиска профессионально значимой информации и ведения деловой переписки с различными инстанциями; справочно-правовые системы для создания нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;
- способен обновлять банк данных учащихся.
Таким образом, использование ИКТ в социально-педагогической деятельности в условиях информатизации общества позволяет автоматизировать обработку данных исследований, применять большее количество методов психодиагностических исследований, создавать качественно новые формы профилактической и коррекционной работы, улучшить работу по интеграции в образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска», требующих коррекции.
Список литературы
1. Методика и технология работы социального педагога; под ред. М. А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева: учебное пособие. М.: Академия, 2006. - 191 c.
2. Безвесильная, А.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности социального педагога/ А.А. Безвесильная // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №11. - С. 19-22.
3. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: учеб.пособие [Текст] / С.Е. Гасумова. - Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. - 250 с.
4. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / П. А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко. Барнаул: АлтГПА, 2011. - 166 с.
Август 2021