инструктор по физической культуре,
МБДОУ №95 «Радуга»,
г. Северодвинск
На современном этапе развития системы образования важной составляющей государственной политики по отношению к детям с ОВЗ, детям-инвалидам становится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения ими качественного образования всех уровней с целью оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество.
За последние годы в системе образования произошли определённые позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако ещё предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования.
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 "Радуга" компенсирующего вида» г.Северодвинска посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как нарушение осанки, сколиоз, вывихи, подвывихи тазобедренных суставов, плоскостопие, косолапость. Большинство детей имеют сочетанные диагнозы. Свыше 70% детей имеют сопутствующую неврологическую патологию.
Важной частью общей системы воспитания и лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является физическое воспитание. Физическое воспитание детей с нарушениями ОДА отличается своеобразием. Оно ставит те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития детей с нарушениями ОДА требует особых методов и приёмов.
Целью физического воспитания детей с ОВЗ является создание предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям.
В связи с этим, в общей системе физического воспитания в ДОУ, большое место отводится занятиям плаванием в бассейне.
Плавание является:
· эффективным средством, которое укрепляет сердце, активизирует дыхание и кровообращение, улучшает обмен веществ, закаливает организм, повышает стойкость организма к воздействию низких температур и других изменений внешней среды;
· незаменимым видом физических упражнений для детей, имеющих существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (занятия в бассейне имеют ряд преимуществ с сушей: выталкивающее свойство воды позволяет уменьшить нагрузку с позвоночника и суставов, у ребёнка в воде увеличивается амплитуда движений);
· средством реабилитации детей с различным уровнем здоровья, в том
· числе детей с ОВЗ.
Вода нашем бассейне теплее, чем в обычных бассейнах, т.к. занятия в комфортной воде помогают снизить тонус мышц, уменьшить болевые ощущения. Некоторые дети в виду своего основного заболевания малоподвижны, поэтому температурный режим нашего бассейна позволяет ребёнку не «мерзнуть» во время занятия.
Успешность обучения детей с ОВЗ навыкам плавания и степень его коррекционного, оздоровительного влияния зависит от того, как организован педагогический процесс.
Правильно организованные занятия по плаванию оказывают разностороннее влияние на детей и имеют высокий образовательно-воспитательный, оздоровительный эффект. Увеличивается объём не только умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества.
Работа по обучению плаванию детей и коррекции нарушений опирается на общепедагогические принципы:
сознательности и активности (понимание смысла заданий стимулирует активное, заинтересованное их выполнение, способствует усвоению и осознанию значения упражнений)
систематичности (заключается в непрерывности, регулярности, планомерности занятий; с обязательным чередованием нагрузки и отдыха для организма, попеременным выполнением упражнений и игр. Только при многократных повторениях образуются двигательные умения и навыки)
наглядности (имитация, поддержка, помощь, использование ориентиров)
индивидуального подхода (учитываются имеющиеся двигательные нарушения, различный уровень физического развития, личностные особенности ребенка)
доступности (при подборе упражнений соблюдается последовательность упражнений: от простых к сложным, от лёгких к трудным, от известных к неизвестным. Доступность не предполагает отсутствие трудностей, а, наоборот, возможность их успешного преодоления путём физических и психических усилий ребёнка).
Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики опорно-двигательного аппарата. Целенаправленные и систематически используемые на занятиях специальные упражнения способствуют не только обучению плаванию, но и коррекции ортопедических нарушений.
Осуществляем тесное взаимодействие в коррекционно-оздоровительном процессе со всеми специалистами и врачами (ЛФК, ортопедом, неврологом, педиатром), которые формулируют коррекционно-восстановительные задачи и противопоказания на занятиях.
Планируются и проводятся занятия в соответствии с разработанной авторской программой «Коррекция нарушений ОДА детей дошкольного возраста через занятия плаванием», цель которой – коррекция нарушений ОДА и приближение физического развития каждого ребёнка к его возрастной норме.
В программе представлены упражнения по диагнозам (нарушение осанки, сколиоз, вывихи, дисплазии тазобедренного сустава, плоскостопие и другие).
В младших группах занятия имеют оздоровительную направленность. Коррекционные упражнения представлены минимально, так как для их проведения необходимо владение базовыми компонентами плавания и достаточно развитая координация движений. Основная направленность занятий – адаптация к водной среде. Включаются разнообразные упражнения на суше и в воде, развивающие мускулатуру.
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают коррекционные упражнения целенаправленного действия.
На занятиях особое значение приобретает индивидуально-дифференцированный подход к детям. Тщательно проанализированы, учтены медицинские данные каждого ребёнка. Занятия строятся с учётом состояния здоровья и диагноза каждого ребёнка.
Важной задачей является необходимость обеспечить двигательную активность всех детей. Каждому ребёнку предлагаются свои, доступные ему задания, с учётом его двигательных нарушений и противопоказаний.
В системе работы выделяются индивидуальные, подгрупповые занятия и общие подгрупповые (с различными диагнозами). С детьми, имеющими сложные диагнозы, аномалии развития, после операции на определённых этапах работы проводятся индивидуальные занятия. При овладении ими определенных навыков и умений эти дети постепенно подключаются к общим подгрупповым занятиям при наличии индивидуальной помощи.
Обучаем детей качественному выполнению всех упражнений, приучаем сознательно выполнять их, проявлять самообладание, находить выход из трудного положения.
Стараемся создать положительный эмоциональный настрой, так как он оказывает благотворное влияние на развитие ребёнка.
Обучение, оздоровление и коррекция на занятиях проводится в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников, а именно через игру. Игры, игровые упражнения содействуют быстрейшему привыканию детей к воде, повышают их интерес к занятию. Игра всегда связана с инициативой, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Увлекаясь игрой, дети закрепляют навыки, свободно, без напряжения выполняют нужные задания и легче переносят необходимую нагрузку. Разработали серию игр на воде по различным диагнозам, которые успешно применяются в работе с детьми.
Постоянно пополняем, обновляем предметно-развивающую среду. В бассейне имеется весь необходимый инвентарь для обучения и коррекции нарушений ОДА: плавательные доски, аквапалки, надувные и резиновые мячи, ласты, «колобашки», тонущие колечки, шайбы, киты, надувные круги разных размеров, обручи, нарукавники, массажные коврики. На занятиях широко используется нестандартное оборудование, изготовленное своими руками ("буксир", "плавающий обруч", "пояс" и другие), которое помогает придать всему процессу обучения плаванию эмоциональный подъем, повышает работоспособность каждого ребёнка.
С целью закрепления навыка плавания, адаптации на глубокой воде и формирования навыков ЗОЖ дети старшей и подготовительной группы посещают занятия в городском бассейне. Воспитанники детского сада участвуют во всех городских мероприятиях по плаванию наравне со здоровыми детьми, неоднократно являлись победителями и призёрами.
Положительная динамика (стабилизация и улучшение) в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей даёт уверенность в правильном направлении моей педагогической деятельности.
Такая организация занятий с детьми позволяет успешно осуществлять работу по оздоровлению, обучению навыкам плавания, развитию личностных качеств, социализации детей инвалидов в общество.