Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СПОСОБЫ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Бембеева Делгир Джиджяевна,
учитель английского языка,
МКОУ «Уланэргинская СОШ»,
п. Улан Эрге Яшкульского района Республики Калмыкия
Введение.
Как известно, один в поле не воин. Во многих сферах деятельности достичь успеха можно только благодаря слаженной работе всего коллектива. Вот почему сегодня так велик спрос на людей, обладающих умением работать в команде. Ведь нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Действительно разве можно в одиночку организовать, к примеру, Олимпийские игры, создать суперсовременный продукт или наладить бесперебойное производство?
Согласитесь, что все новое и по- настоящему интересное рождается только в сотрудничестве. Вот почему за последние годы идеи обучения в сотрудничестве приобрели заслуженную популярность и у нас, учителей английского языка.
Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Для достижения этой цели нам необходимо обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей. Успешное решение данных педагогических задач невозможно без организации разнообразных форм и видов совместной деятельности, в процессе которой и происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией.
1. Обучение в сотрудничестве как одна их форм группой работы.
Организация группового взаимодействия занимает важное место в системе обучения и является одним из основных видов деятельности. Эффективность групповой работы влияет на успешное решение учебных и предметных задач, способствует развитию учебной самостоятельности, коммуникативных умений. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В совместной деятельности учащиеся обмениваются знаниями и навыками, каждый может себя проявить, после каждой пройденной совместной работы учащиеся чувствуют себя необходимыми в коллективе класса.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1.Взаимосвязь всех членов группы, которую можно создать на основе: единой цели для всех, единого учебного материала и общих ресурсов, распределенных ролей и функций внутри группы и одного поощрения для всех;
2.Личная ответственность каждого (каждый участник отвечает за собственные успехи и успехи товарищей);
3.Равная доля каждого члена группы (внутригрупповые роли или деление общего задания на фрагменты);
4.Рефлексия (обсуждение группой качества выполненной работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования).
Специфика сельской школы предполагает создание малых групп обучающихся (в основном это 3-4 человека), которые формируются до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не удается, состав группы можно менять от урока к уроку. При делении учащихся на группы я часто использую прием «мозгового штурма». Все учащиеся берут карточки с заданием (они разные), прочитав задание, они находят свою группу. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, класс (языковая группа) работает над темой «Некоторые факты англоговорящего мира. США» по УМК «Английский язык для общеобразовательных учреждений» серии "Rainbow English" в 7 классе. Каждой группе (в классе три группы по три-четыре человека) дается задание. Первая группа работает над темой «География США. Работа с картой США.», вторая – над темой «Вашингтон – столица США», третья – над темой «Нью-Йорк – самый крупный город США и один из крупнейших в мире». В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме. В процессе работы группы общаются между собой, участвуют в коллективном обсуждении, задают вопросы друг другу. Целью данного урока является речевая практика, развитие коммуникативных умений.
По итогам групповой работы оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу), важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.
Часто я сама выбираю учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, поскольку цель любого задания – неформальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
В процессе формирования учебного сотрудничества мною используются продуктивные формы групповой работы: дискуссии, дебаты, конференции, викторины, кроссворды.
Так, к примеру, групповая работа используется при организации урока-соревнования в форме марафона. Данная форма организации урока была выбрана для повышения мотивации изучения иностранного языка, проверки уровня знаний учащихся по теме Past Indefinite and Present Perfect Tenses в 7 классе, совершенствования навыка аудирования и навыка понимания и озвучивания видеосюжета. Участники разделились на 3 группы. Группы подготовили названия, эмблемы, распределяют обязанности. Урок - соревнование проводится в течение двух уроков и состоит из трех этапов. Задания составлены таким образом, что каждый ученик имеет возможность выполнить одно задание самостоятельно. Каждый правильный ответ приносит один балл. Первый этап представляет собой выполнение грамматических заданий. Второй - прослушивание аудиотекста с последующими ответами на вопросы. Третий - просмотр видеосюжета, после которого ученики выполняют задание.
Еще одной из форм группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.
Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.
Сотрудничество в группах может быть организовано и как ролевая игра на уроках. Так, при освоении темы "Магазин" ребятам предлагается разыграть ситуацию покупки вещи в одном из отделов универмага.
Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.
В 5 – 9 классах предлагается групповая форма работы, которая организует учебную деятельность учащихся для развития умений монологической речи. По команде «Make groups in four» впереди сидящие ученики разворачиваются назад к своим одноклассникам, у которых на парте лежит картинка. Учитель дает задание «Each pupil must say two or three sentences on the picture». На работу дается время пять минут. Консультант, суммируя все сказанное членами группы, показывает картинку классу. Один из группы описывает её. Остальные добавляют несказанное. Ученики выполняют такую работу с большим удовольствием. Их высказывания от 10 – 20 предложений в зависимости от возраста. По пройденной теме, можно составить лист слов и выражений, которые помогут детям в работе. К примеру, тема «Комната»: there are, chair, table, carpet, floor, TV, piano, shelf, lamp, sofa, door, fire, in the middle of, next, behind, under, above. Предлагается следующее задание:
1. Скажите два – три предложения о том, что находится в комнате.
2. Задайте два – три вопроса о том, где находятся предметы.
3. Скажите, чего нет в комнате.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
2. Использование метода проектов – залог успешного учебного сотрудничества на уроках английского языка.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности ученика и его творческих способностей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися и возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание человека, а и ее чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в учебный материал, определению личностью своего эмоционально-ценностного отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха.
Таким образом, в ходе проектной деятельности обучающиеся овладевают:
– навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
– навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.
Важно, чтобы выдвигаемая для проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте.
К примеру, в 11 классе по итогам изучения темы «Шаги в карьере. (Steps to your career), одна из групп раскрыла в своем проекте актуальность изучения английского языка, его значимость при получении высшего образования и для карьерного роста. Продуктом проекта стала презентация по теме, дополненная видеороликом и небольшим глоссарием экономических терминов. Очевидно, что для такой серьезной работы ученики проанализировали огромный пласт информации и выбирали самое интересное и актуальное, обсуждая в коллективе, что способствует развитию интереса к выбранной профессии и умению применять знания иностранного языка для достижения профессиональных задач.
Другими двумя группами была представлена презентация – виртуальная экскурсия по Москве и Лондону с приложением – справочником «Десятка популярнейших университетов Москвы и Лондона». Подготовку проекта рабочая группа начала с темы «Привлекательные профессии наших дней» и постепенно наполняла новым материалом темы «Выбор будущей профессии». В ходе подготовки участники пользовались не только подготовленным в рамках программы материалом, но и аутентичными англоязычными видеороликами, не адаптированными для обучающихся. Конечный продукт задумывался не просто как подборка видео и слайдов, а виртуальная экскурсия – квиз, начинающаяся в крупнейшем аэропорту Москвы «Шереметьево» и Лондона «Хитроу» (ученики повторяют пройденный лексический материал по темам «Путешествие», «Транспорт»), проходящая по наиболее известным достопримечательностям. Каждый этап экскурсии заканчивается проверочным заданием для других групп для вовлечения их в активную деятельность на этапе защиты проекта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. В прошлом успех в работе, прежде всего, был основан на индивидуализме и достигался через соперничество с коллегами. Тем не менее, современные исследования показали, что люди, работающие в команде, чаще достигают успеха. Совместная работа приносит пользу, как отдельным личностям, так и обществу в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика показывает, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции учащихся в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:
·          формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;
·          способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;
·          формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.
Лишь в условиях совместной деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл, складывается между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их учебной деятельности. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: "...учение мыслится как совместное исследование".
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Миниханова О. А. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): http://sibac.info/studconf/hum/xxxi/41652
2. Павлова, Е. А. Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. А. Павлова // Фестиваль педагогических идей. — Режим доступа (URL): http://festival.1september.ru/articles/565289/
3. Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностp. языки в школе. — 2000. № 1. — 51 c.
4. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. — М., 2004. — 320 с.
5. Кощеев В. А. Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции / В. А. Кощеев, О. В. Кирюшина. // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 464-468. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32890/
6. Куртукова, О. В. Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?») / О. В. Куртукова, М. В. Овчинников. // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 592-594. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14161/
Август 2021