Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ

Мордвинова Юлия Валерьевна
педагог дополнительного образования
МУДО «ДЮЦ «Максимум»
г. Магнитогорск
Правительством РФ регулярно вносятся поправки и изменения в правила реализации ФГОС, что каждый раз заставляет устанавливать в образовательных учреждениях новые условия организации процесса обучения. Так, одним из новейших изменений было внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, что позволило менять и качественно реформировать традиционную систему образования в соответствии с требованиями современного информационного общества. Интерактивные технологии в образовательном процессе заставляют совершенствовать методики воспитания, обучения и развития детей и тестировать новые механизмы с использованием современных интерактивных инструментов. Использование графического планшета является перспективным способом реализации современной технологии обучения, так как позволяет сделать переход от наглядно-иллюстративного и репродуктивного методов к эвристическому: благодаря рисованию, игровой и мыслительной деятельности детей.
Многими исследователями было доказано, что для того, чтобы сформировать правильное детское мышление, необходимо использование качественных мыслительных действий. То, какие знания ребенок может усвоить и использовать в будущем, напрямую зависит от мыслительных манипуляций, которыми он владеет. Графический планшет способствует возникновению новых форм интеллектуальной деятельности и является мощнейшим инструментом в формировании логического мышления, так как заставляет мыслить последовательно, перерабатывая в голове порядок из неограниченного числа операций. Обращаясь к исследованиям Н. Бутенко и А. Богатырева находим, что «выполнение ребенком операциональных действий на графическом планшете опирается на внутреннее действие, совершающееся не с реальными объектами и предметами, а образами, знаками и символами, которые заключают в себе безграничное поле смыслов» [5]. В своей статье «Графический планшет как средство обучения детей старшего дошкольного возраста», авторы рассматривают проблему использования графического планшета в качестве эффективного метода обучения старших дошкольников, итогом исследования которой становится заключение о том, что применение графического планшета позволяет ребенку гармонично развиваться: умственно и творчески, учит работе в интерактивной среде, а также формирует навыки творческого моделирования различных образов, с помощью их преобразования, что говорит о несомненном положительном изменении качества образовательного пространства в дошкольных образовательных организациях.
В учреждениях общего образования остается проблемой несерьезное отношение к программам эстетического цикла. На данный момент предмету «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю, при этом уроками рисования школы часто пренебрегают и жертвуют, используя это время для других целей, таких как олимпиады, подготовка к мероприятиям, уборка классов и т.д. Это, безусловно, затрудняет получение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для формирования полноценно развитой творческой личности. В связи с чем становится необходимым поиск новых нестандартных решений, позволяющих совмещать сохранение качественной образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство», и соответствие временным рамкам, отводимым на реализацию данной программы. Цифровая живопись является отличным решением данной проблемы, так как ею были продемонстрированы несомненные отличия перед традиционными видами изобразительной деятельности. Простота использования графических редакторов, оперативная скорость работы и возможность внесения правок, как в процессе работы, так и после ее завершения, позволяют сэкономить педагогу большое количество времени и сил. Рисование на графическом планшете позволяет рисовать «красками» без красок, сохраняя чистоту в кабинете, при этом преподносит не меньше преимуществ, чем традиционное рисование. Ребенок также предстает перед чистым холстом, берет в руки карандаш (стилус) и погружается в мир творческих фантазий, изображаемых его рукой и креативной детской мыслью.
В отличие от общеобразовательных школ, организации дополнительного образования, имея в распоряжении большее количество часов, отводимых на изучение творческих дисциплин, не испытывают проблемы с нехваткой времени. Так педагогом Николаем Вяткиным была разработана подробная программа по обучению детей цифровой живописи в дополнительных образовательных учреждениях. Он, как и многие другие авторы пишет о положительном влиянии цифрового рисования на обучающихся, и считает, что возможность изучения цифровой живописи «давно уже стала неизбежной и насущной необходимостью» [8]. Можно сказать, что данные учреждения являются идеальным местом для изучения детьми цифровой живописи, однако, не стоит забывать и о системе внеурочной деятельности общеобразовательных школ, которые помимо основного обучения распоряжаются организацией дополнительных занятий, рассчитанных на более глубокое погружение в изучение конкретной темы, в частности цифровой живописи и компьютерной графики.
Так же одним из плюсов интеграции цифровой живописи в обучение является доступная возможность перехода обучения изобразительному искусству в онлайн-пространство. В определенных регионах РФ уже в 2020 году был запущен крупномасштабный эксперимент по применению «цифровой образовательной среды». Основным направлением эксперимента стало внедрение дистанционного образования, что является ключевым моментом для использования на данном этапе цифрового искусства как приоритетного элемента обучения изобразительному искусству. Адаптивность цифрового искусства к компьютерной среде, системность и упрощенность графических редакторов позволяют заниматься живописью, не отходя от компьютера, при этом экономя время на подготовку красок, кистей, настраивание камеры, для записи своего творческого процесса, а также исправление ошибок.
Таким образом перед нами вырисовываются отчетливо намеченные тенденции по улучшению качества отечественного образования. Мы видим, что обстановка, складывающаяся на сегодняшний день, создает все предпосылки к тому, что в скором времени цифровое рисование будет иметь неразрывную связь с образовательной деятельностью детей и подростков не только в сфере дополнительного, но и основного образования.
Август 2021