учитель русского языка,
ГБНОУ СО «Академия
для одарённых детей (Наяновой),
г. Самара
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» декларируется, что в современной российской системе образования должна быть выстроена «разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей», а также их сопровождения в течение всего периода становления как личности.
Организация работы с одарёнными детьми – создание научных и организационно-педагогических условий для обеспечения развития личности одаренного ребёнка, обеспечение устойчивого опережающего характера образовательного процесса. Это достижение нового уровня качества образовательно-воспитательного процесса.
Актуальность целенаправленной работы с одарёнными детьми обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего это понимание обществом в качестве основной цели и важнейшего ресурса исторического развития «человеческого потенциала». Несомненным признаётся тот факт, что прогресс цивилизации во многом зависит от одаренных людей, их вклада в развитие науки, техники, культуры и т.д. Но, к сожалению, многим из них не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность в детстве, хотя именно с такими творческими, мыслящими молодыми людьми мы связываем огромные надежды, связанные с будущим нашей страны.
Организация работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении должна обеспечить поддержку и развитие каждого ребёнка, оказание ему помощи в самоопределении, в том числе профессиональном, разработку и использование новых технологий обучения и воспитания.
В настоящее время теоретическим основанием организации работы с одарёнными детьми является «Рабочая концепция одарённости», разработка и издание которой были осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети».
В трактовке понятия одарённости мы основываемся на «Рабочей концепции одарённости» и рассматриваем её как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Согласно «Рабочей концепции одарённости», приоритетной является задача не только и не столько обучения одарённого ребёнка, сколько обеспечения условий формирования его полноценной и успешной личности.
Это определяет необходимость создания системы психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка, в котором особое внимание уделено бережному отношению к его личности.
На уроках русского языка развитие речетворческих способностей одарённых учащихся возможно только при условии создания специальной речетворческой среды.
Нами разработана модель развития общей одаренности таких детей в условиях школьного обучения – Модель развития речетворческих способностей одарённых детей.
Основанием для признания такой модели является повышенный творческий потенциал одаренного ребенка, а также признание в качестве наиважнейшей цели обучения развитие творческой языковой личности. В центре рассмотрения лежит уже не репродуктивная, а продуктивная, творческая деятельность школьника по усвоению знаний, умений и навыков. На наш взгляд, творческое обучение ориентировано прежде всего на сохранение и развитие творческих способностей ребенка. Оно предполагает и собственную активность ребенка, способного порождать идеи, ставить проблемы, искать пути к осуществлению их решения. Именно такое направление обучения одарённых детей является наиболее подходящим и стратегически правильным.
Остановимся подробнее на характеристике модели развития речетворческих способностей одарённых детей, охарактеризовав её целевой и организационно-деятельностный компоненты.
Цель - создание педагогических условий, способствующих построению воспитательного и образовательного процессов, направленных на продуктивное интеллектуальное и творческое развитие одарённых детей, совершенствование их речетворческих способностей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) разработать оптимальную систему выявления и развития речетворческих способностей одарённых школьников; 2) составить план целенаправленной работы по сопровождению учащихся с ярко выраженными способностями; 3) собрать комплекс диагностических методик, способствующих выявлению одарённости у обучающихся; 4) разработать программу развития для школьников с предпосылками одаренности, индивидуальные образовательные маршруты для них; 5) скоординировать деятельность специалистов образовательного учреждения и родителей при сопровождении одарённых школьников; 6) использовать кружковую сеть для развития способностей детей исходя из их типа одаренности; 7) активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях всех уровней.
Содержанием обучения является разнообразная речевая творческая деятельность, развивающаяся и совершенствующаяся в определённой логической последовательности, а также этапы ее развития (см. 1.3. Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута одарённого школьника).
В процессе развития речетворческих способностей одарённых детей используются следующие технологии: 1) дистанционого образования; 2) РИЛ – обучения В.В. Полякова; 3) саморазвития личности Г.К. Селевко; 4) развития критического мышления через чтение и письмо; 5) проектная; 6) исследовательская; 7) портфолио и др.
В своей работе мы используем как традиционные, так и инновационные методы работы: опережающих заданий, создания художественного контекста, «вживания», агглютинации, смыслового видения, образного видения, метод символического видения, придумывания, эвристических вопросов (квинтилиан), метод «Если бы…», гиперболизации, «Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн), синектики (Дж. Гордон), морфологического ящика или многомерных матриц (Ф. Цвики), инверсии, поисковый метод.
Эффективными формами работы с одарёнными детьми являются следующие: игра, эвристическая беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, исследование и др.
Успешная реализация основной образовательной программы невозможна без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Организация работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области и включает организацию: кружковой работы, например, кружок «Школа ритора» (5-9 классы); спецкурсов по выбору, например, элективный курс «Уроки словесности»; олимпиад по учебным предметам; проектной деятельности; группы «Ассистент учителя»; предметных выставок; конкурсов, викторин, интеллектуальных игр, конференций; предметных декад, дней профиля и др.
Ожидаемые результаты реализации модели: внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития речетворческих способностей одаренных детей; повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в области речетворчества; благополучная социализация одаренных детей как основа развития их речетворческих способностей. В конечном итоге, процесс выявления, сопровождения, поддержки талантливых учащихся сделает возможным сформировать всесторонне развитую, одаренную, социально адаптированную личность.
Остановимся подробнее на содержательном компоненте модели - индивидуальном образовательном маршруте одарённого школьника - определенной последовательности освоения компонентов содержания образования.
Содержание индивидуального образовательного маршрута включает следующие необходимые компоненты: 1) постановка цели получения образования, которая формулируется на основе государственного образовательного стандарта, а также личных мотивов и потребностей школьника в процессе получения им образования; 2) обоснование условий отбора содержания тех или иных учебных предметов, их систематизирование, определение межпредметных, внутрипредметных и межцикловых связей; 3) выбор используемых педагогических технологий, форм, методов, методик, подходов, систем воспитания и обучения; 4) определение порядка психолого-педагогического сопровождения.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута:
1. Диагностирование уровня развития способностей ребёнка.
2. Постановка цели и определение задач, которые должны быть решены ребенком при помощи семьи и специалистов образовательного учреждения по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
3. Установление временных рамок, в пределах которых ребенок должен освоить базовую и специальную программы.
4. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий и т.д.
5. Определение содержания индивидуального плана развития одарённого ребёнка по предмету и плана исследовательской работы (см. таблицы).
Индивидуальный учебный план по предмету (заполняется учителем)
Содержание (раздел программы, тема)
Форма
изучения
Форма
отчёта
Сроки
1…..
Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
по предмету русский язык (заполняется учителем)
Этапы работы
Форма отчёта
Сроки
1. Формулирование проблемы, целеполагание
Собеседование с учителем
2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности
Выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.
3………
6. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой (см. таблицу).
Формы работы (заполняется учеником)
Деятельность
Срок
Форма представления
результата
Общения с преподавателем с использованием электронных средств связи
Самообразование (работа с учебной литературой)
Самообразование (работа с дополнительной литературой)
Научно-исследовательская деятельность
Олимпиады
Конкурсы
Конференции
7. Интеграция с другими специалистами.
8. Определение способов оценки успехов освоения ребенком индивидуального образовательного маршрута (см. пример сводной таблицы).
Показатели достижения результатов
Критерии
Показатели
Конечный показатель
прогрессивного
развития
Соответствие
образовательным
стандартам
Результаты итоговой и текущей аттестации.
Успеваемость.
Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п
Результаты
стабильные/ растут
Удовлетворенность
всех субъектов
образовательного
процесса
Динамика удовлетворенности
учащихся, родителей
Рост удовлетворенности
Рост достижений
Динамика достижений ученика
Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений
(портфолио).
Прогнозируемый
результат
Фактический
результат
Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся проводит по анкете самоанализа, а учитель - опираясь на оценочные таблицы. Завершением работы по ИОМ становится портфолио, как одна из основных форм оценивания достижений человека.
Портфолио (заполняется учеником)
Деятельность
Форма представления результата
Период
Раздел документов
Дипломы, грамоты, свидетельства и т.д
Раздел работ
Зачетная или творческая книжка, видеозаписи, отчеты, модели проектов и т.д.
Раздел отзывов
Тексты заключений, рецензии, эссе, резюме, характеристики
И др.
Критериальная база результативности работы с одарёнными школьниками представлена тремя уровнями: первый уровень – критерии, которые определяют выполнение цели; второй уровень – критерии достижения задач; третий – критерии результативности образовательной деятельности, определяемые самими одаренными школьниками, которые отражены в таблице:
Критерии
Показатели
Методы диагностики
1. Самооценка личности
Стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей, креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности, адекватная положительная самооценка, способность к рефлексии, коммуникативная культура, мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
1. Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
2. Краткий тест творческого мышления П.Торренса.
3. «Портфолио» учащихся.
4. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
5. Тест «Исследование школьной мотивации».
6. Тест "Диагностика уровня развития коммуникативной культуры личности"
2.Конкурентоспособность одаренных учащихся
Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях, смотрах, фестивалях.
Методики статистического анализа данных, их динамика.
Безусловно, при организации работы с одарёнными детьми личностные достижения ребёнка должны рассматриваться как значимый критерий его качества и результативности.
Итак, описание особенностей внедрения методической модели развития речетворческой деятельности одарённых учащихся позволяет сделать следующие выводы:
- речевое развитие одарённого старшеклассника проявляется в разнообразной творческой деятельности, возникающей на основе личностных мотивов, специальных творческих форм работы;
- речетворческая деятельность сначала реализуется на репродуктивном (воспроизводящем) уровне, который постепенно и не всегда плавно переходит на творческий уровень использования полученных знаний и умений;
- технологическое обеспечение развития речетворческой деятельности одарённого старшеклассника реализуется через специально разработанную методическую модель, представленную системой взаимосвязанных компонентов.
Список литературы
1. Дудырева Н.В. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися: дисс….канд. псих. наук: 19.00.07. - Ярославль, 2013. - 249 с.
2. Квимсадзе Е. Е., Кошманова Ю. А. Работа с одарёнными детьми в образовательном учреждении //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2 (19). - С. 42-46.
3. Красильникова С. Ю. Работа с одаренными детьми в начальной школе // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 589-591.
4. Чегодаев А.В. Особенности работы с одарёнными детьми в учебном заведении инновационного типа // Вопросы территориального развития. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. - 2013. - № 8 (8). - С. 4-8.
5. Якина Ю.И. Особенности семейного воспитания одаренного ребенка// Детство: материалы регион. виртуальной науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2007. - С. 35-39.