Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

Мотоева Лариса Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ г. Иркутска детский сад №109,
г. Иркутск
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Конструирование формирует способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале. Однако, более сложные конструктивные задачи требуют некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т.е. более сложной мыслительной деятельности.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Это способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости – зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Дети учатся планировать работу, представляя ее целиком, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным. В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел. Так же конструирование способствует совершенствованию речи детей. Является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего гармоничного развития ребенка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию формирует способность произвольно управлять своими познавательными процессами. В дошкольном возрасте наиболее важным является развитие таких познавательных процессов как внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не интересного. Различные свойства внимания – его объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал и не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способности ребенка, является условием обучения приобретением знания и умения. Память бывает кратковременной и долговременной. В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками); наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Все виды мышления тесно связаны между собой. Какие же приемы умственных действий может применить педагог? Это сериация, анализ, синтез, сравнение, конструирование, обобщение и др.
Сериация – построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов.
Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы объектов по определенному признаку.
Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий умения выделять свойства признаков объекта и различия между ними (предмет, явление, группа предметов), выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.
Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации». Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания.
Обобщение – оформление в словесной форме результатов процесса сравнения – формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Важную роль занимает создание условий для организации самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде.
В развитии логического мышления особое место занимают игры со строительным материалом. Особенностью этих игр является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, что лежит в основе конструктивной деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Игры со строительным материалом носят творческий характер. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения.
Главная идея методики обучения конструктивным умениям заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности со взрослыми, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя, в самостоятельные игры со строительным материалом.
В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснениями приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать. Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования.
Конструирование по образцу – самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид имеет много положительного; у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.
Конструирование по собственному замыслу – сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности, влияет на развитие преобразующей мыслительной деятельности, на формирование обобщенных представлений.
«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода.
Игры с природным материалом содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими различные приемы его использования в качестве строительного материала.
Многие свойства природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре.
Для развития игровой деятельности детей необходимо создать условия: организовать игровую среду; обеспечить время и место для игр со строительными материалами; бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненными детьми; создать условия для обыгрывания построек; объединять детей для совместных построек из конструктора; учить детей бережно относиться к конструктивным и строительным материалам. Задачи умственного развития дошкольников успешно решаются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности. Конструктивная деятельность имеет в этом плане особое значение, ибо в процессе ее ребенок что-то активно создает и видит результат своего труда. Она способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, развивает волю и упорство.
В младшем возрасте акцент делается на сенсорное воспитание. Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку многие свойства предметов дети узнают лишь во время этих занятий.
Уделять больше внимания конструктивным играм я начала со средней группы. Было приобретено достаточное количество строительного материала, различных конструкторов, дидактических игр и пособий, направленных на развитие логического мышления, составлены картотеки: «Занимательные игры и упражнения по конструированию», «Игры, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логического мышления». Но дети не проявляли особого интереса к строительному материалу и конструкторам. Чтобы выработать положительное отношение к строительной игре, конструктивной деятельности, я взяла на себя роль организатора и активного участника. Вместе с ребятами возводила постройки, которые потом обыгрывались. После этого стала предлагать детям сооружать несложные постройки, использовать их в ролевых играх. Советовала, например, не просто возить машину, а построить для нее гараж, дорогу, мост через реку, тем самым усложняя игру. Конечно, не все сразу получилось легко и просто. В группе были дети, которые неохотно включались в строительные игры, хотя и проявляли к ним интерес. Их я старалась объединить с теми, кто любит строить и у кого получались хорошие постройки.
Для того, чтобы вызвать желание детей использовать в игре конструкторские наборы, мною устанавливалась связь между сюжетными и строительными играми. Этот путь оказался эффективным, так как перед детьми возникла заманчивая и понятная цель. Ведь постройка интересует ребенка и сама по себе, как процесс созидания, и как результат, который может быть использован в игре: строят комнату для кукол, пароход, мост через реку, а затем развертывают увлекательную игру.
Для обогащения и разнообразия строительных игр, была поставлена задача: научить ребят строить по элементарным схемам, упражнять их в плоскостном моделировании, постройки делать не только красивые, но и прочные.
Работа по развитию строительно-конструктивных игр привела к тому, что большинство детей научились самостоятельно планировать и возводить интересные, законченные постройки, а также использовать их в сюжетно-ролевых играх. Это способствовало развитию творческого воображения, логического мышления и воспитанию дружеских, коллективных действий.
Август 2021