Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Борзых Ирина Викторовна,
социальный педагог, учитель технологии,
МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области,
пгт Прохоровка
Качество образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности и мотивированности к результативной деятельности педагогов. Важное место в профессиональном развитии педагога принадлежит кризисам. Кризисы профессионального развития выражаются в изменении темпа и вектора профессионального становления личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции. Кризис профессионального развития может рассматриваться как новый виток, переход на следующий этап профессиональной деятельности. Он приводит к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, подготавливает смену способов выполнения деятельности, ведет к изменению взаимоотношений с окружающими людьми. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии.
Кризис профессионального развития - состояние, когда учитель осознает разницу между своими замыслами, своими возможностями и достигнутым результатом педагогической деятельности. Виды кризисов:
1.       Кризис профессиональной адаптации.
Происходит в период смены места работы, рода профессиональной деятельности (повышение по службе), как правило, возникает у молодых специалистов, работающих творчески, и связан с «человеческой спецификой» учительской профессии: войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, пола, статуса; войти в ученический и родительский коллективы; проверить на истинность собственные знания и имеющийся опыт и т.д.
2.       Кризис рутинной работы.
Возникает у педагогов, обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, как правило, имеющих 10-15 лет стажа, полностью «отдающих себя работе». В этот период в психике учителей могут возникнуть деструктивные образования («выработался», «сгорел», «устал», «не вижу перспектив для дальнейшего роста»), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация. Последствия данного кризиса таковы, что педагог превращается постепенно в формалиста, постоянно испытывая монотонность и механичность работы; глубокое чувство неудовлетворенности; потерю в возможность реализоваться; потерю стимула к обновлению и развитию. Такие проявления перерастают зачастую в нежелание и даже отрицание каких-либо инноваций и профессионального роста и приводит к увольнению специалиста.
3.       Кризис завершения профессиональной активности.
Педагоги, проходящие этот кризис, обладают богатым опытом работы и сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей работы. Вынужденность подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации учительского труда) может дополнительно углублять чувство неудовлетворенности. Степень переживания данного кризиса зависят от системы ценностей данной личности, определения смысла профессиональной деятельности в соотношении с современными требованиями, открытости к сотрудничеству и доброжелательного принятия помощи, нахождении новых возможностей применения своего опыта. Однако, в ситуациях, где педагог отрицает любую помощь, уверен в том, что его учили и изменять ничего не надо, кризис усугубляется, переводя учителя в состояние обиды, нетерпимости, замкнутости или агрессии.
Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», писал Сухомлинский.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат, которые зачастую приводят к различного рода деформациям личности.
Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере. Освоение человеком профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре его личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если это профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на трех уровнях.
1.Общепедагогические деформации. Наличие этих деформаций делает педагогов с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом воспитатель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и пр.
2.  Типологические деформации связаны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными данными в педагогической профессии существуют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявляться в структуре личности.
Для педагога-коммуникатора характерны излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному, стремление затронуть интимные темы и пр.
Педагог-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить к себе окружающих, стремиться командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко педагоги – организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.
Педагог-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию. И в зависимости от условий может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляющим старые времена и ругающим молодежь за безнравственность.
3.       Индивидуальные деформации определяются изменениями личности, которые внешне связаны с процессом педагогической деятельности. Происходит развитие качеств, не имеющих отношения к педагогической профессии. Личностное развитие осуществляется не только под влиянием действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего, обусловлены его личностной направленностью.
Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания»
Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Е. Махер разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:
-              усталость, утомление, истощение, бессонница;
-              негативное отношение к собеседнику;
-              негативное отношение к работе;
-              скудность репертуара рабочих действий;
-              отсутствие аппетита или переедание;
-              негативная «Я-концепция»;
-              агрессивные чувства;
-              тревожность, раздражительность;
-              упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
-              переживание чувства вины.
Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:
-              напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
-              нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
-              однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
-              вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
-              работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
-              неразрешенные личные конфликты.
Экспресс-тест на определение эмоционального состояния
Инструкция: обведите кружочком номера тех вопросов, на которые отвечаете положительно.
1) Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынуждена наверстывать упущенное.
2) Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3) На работе и дома – сплошные неприятности.
4) Я очень часто раздражаюсь по мелочам.
5) Меня беспокоит будущее.
6) Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
7) Мне трудно расслабиться после напряженного дня.
8) Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9) В жизни я ничего не достигла и часто испытываю разочарование в самой себе.
Обработка результатов.
Количество положительных ответов показывает уровень стресса у человека. 0-4 балла - человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции, не раздражается на других и не склонен винить себя.
5-7 баллов - человек ведет себя в стрессовой ситуации правильно. Иногда умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда заводится из-за пустяка и потом об этом жалеет. В такой ситуации необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
8-9 баллов - человек переутомлен и истощен, часто теряет самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеет владеть собой. Вследствие этого страдает и он сам, и окружающие люди. Развитие умений саморегуляции в стрессе – очень важная задача для этого человека.
Рекомендации для профилактики и устранения «выгорания»:
1.         Необходимо научиться разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.
2.         Научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок.
3.          Общайтесь. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется делиться своими чувствами с коллегами и искать у них социальной поддержки. Если Вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
4.         Сохраняйте положительные точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении Ваших действий.
5.          Контролируйте эмоции, возникающие после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».
6.         Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
7.         Старайтесь правильно питаться, снизить потребление никотина и кофеина и правильно чередуйте работу с отдыхом. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда Вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет Вам остаться устойчивым и психически.
Дыхательные упражнения
1.         Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.
2.         Сосчитайте от 1 до 10 и обратно.
3.         Упражнение «Мгновенная релаксация». Делая вдох, мысленно произносить «Я», задержать дыхание, досчитав до 5, и выдыхая мысленно сказать «расслабляюсь». Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.
Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.
Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.
Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
УЧИМСЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ:
• делаем «маску релаксанта» - поочередное напряжение и расслабление мышц лица;
• применяем антистрессовое дыхание: задержка дыхания перед глубоким выдохом;
• перефразируем негативные мысли на позитивные: «Плохой, злой человек» - «У этого человека, что-то болит. Мне его жаль»;
• счет в обратном порядке «от десяти», и назад «до десяти»;
• прослушиваем расслабляющую музыку;
• выговариваемся: «разговор с попутчиком»;
• учимся улыбаться, даже в сложных ситуациях. Улыбка способна творить чудеса. Доказано, что при состоянии грусти задействованы 43 мышцы лица, улыбка же дает мышцам отдых, потому что задействованы только 17 мышц. При этом в головном мозге возникают биохимические процессы, вызывающие ощущения радости и тормозящие выработку гормона стресса. Смехотерапия показана даже тяжелобольным.
Дополнительные рекомендации:
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Избегайте лишних обещаний.
10. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
11. Не старайтесь угодить всем – это не реально.
12. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
13. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
14. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
15. В любом минусе ищите плюсы.
Используемая литература:
1.         Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога: диагностика, тренинги, упражнения / авт.сост. О.И.Бабич. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 122 с.
2.         Организация психологической службы в современном детском саду. — сост. Н. В. Нищева — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
Август 2021