Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ештокина Вера Яковлевна
учитель английского языка
МБОУ Багаевская СОШ №3
Ст. Багаевская
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. Трудно понять, почему не возможно, определить основные проблемы современного образования. Ведь любая проблема - это толчок к саморазвитию, самопознанию. Не может быть такого, ведь современная педагогика имеет большой опыт по разрешению важных проблем.
Остановимся на одной из них, она является самой главной. Это проблема организации урока. Без её разрешения просто трудно представить педагогическую деятельность. Ведь от того, созданы ли условия для самореализации личности, зависело решение многих проблем педагогической деятельности.
Важно организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребёнок на уроке был занят посильной работой, способствующей его развитию. Чтобы заставить ребёнка мыслить, творить, создавать необходимый творческий подход к каждому методу, к каждому приёму, надо быть в повседневном поиске.
Трудно представить, насколько ценен урок с участием родителей. Он способствует раскрытию творческих способностей детей, а это необходимое условие для разрешения проблемы одарённости. Вот и следующая проблема современного образования, которую нужно решить современному учителю. Ведь зачастую на творческую личность не обращают внимание. А именно на неё должен ориентироваться современный урок. Если не выполнять «требования» одарённой личности, не создавать условия для её самореализации, то с годами она может, «не распустившись» завянуть. А этого нельзя допустить. Ученик должен уметь размышлять, анализировать.
Есть ещё одна проблема – это проблема сельской школы. Большинство из них разрешимые. Но есть проблема, которую необходимо решить – это проблема нехватки педагогов.
Сельская школа пока держится на учителях, которые работают несмотря на пенсионный возраст. Потребность с каждым годом становится всё сильнее и сильнее. Ведь сегодня учитель сельской школы - это не только универсал, не только предметник, но и человек, который может работать в различных предметных областях. Результат педагога не должен зависеть от результата обучения. Самым главным результатом должно быть желание ученика идти в школу, стремление к самосовершенствованию, к выбору профессии.
Проблему трудового воспитания можно тоже отнести к основным проблемам современного образования. Она остро встала перед педагогами сельских школ. Дети не хотят трудиться ни физически, ни умственно. Физический труд разрешён только с согласия родителей. А как быть, когда родители стараются оградить ребёнка от жизненных трудностей, от трудовой деятельности? На этот вопрос ответа нет. Труд и человек не отделимы друг от друга. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и навыки потребуются им в любой сфере деятельности. Поэтому единственное, что остаётся - это учить детей учиться.
Проблем у современного образования много, и охватить все невозможно. Разрешить их может педагог, способный идти в ногу со временем, умеющий внедрять в педагогический процесс новые идеи, новые технологии, а также способный с помощью слова воспитать высоконравственную личность, любящую свою родину, умеющую творчески подходить к любому делу.
Роль учителя в образовании была отмечена многими великими педагогами. Можно привести слова Ш. Амонашвили, которые являются для многих педагогов ценным советом. «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах…».
Педагогика – это наука и искусство. Педагогическая же практика – это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.
Август 2021