Педагог дополнительного образования
МБУДО «Юность» г.Белгорода
г. Белгород, Белгородская область
Декоративно прикладное творчество является важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, которое позволяет нам сделать окружающий мир интереснее, ярче, насыщеннее и красивее! Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, развиваются творческие способности детей.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода[2].
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения[1].
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов»[3].
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности детей, выделим компоненты творческих (креативных) способностей обучающихся:
· творческое мышление,
· творческое воображение,
· применение методов организации творческой деятельности.
Для творческого развития детей существуют различные технологии, некоторые из них я использую в своей практике: игровые и проектные.
Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей[4]. Формы проведения игр могут быть самыми разнообразными: «путешествие», викторины, соревнование, КВН.
Метод проектов относится к инновационным педагогическим технологиям, которые открывают новые возможности воспитания и обучения детей. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Каждый проект – маленький шажок на пути к культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.
Занятия в творческом объёдинении «Творчество и природа», строятся на индивидуальной особенности каждого ребёнка, помогая развитию творческих способностей при работе с природным материалом. Работа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении работы с природным материалом в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.
В процессе обучения декоративно-прикладному творчеству у детей развиваются не только творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. У детей развивается способность радоваться каждому моменту в жизни, они обретают бодрый эмоциональный настрой, с помощью педагога учатся организовывать свой досуг. Дружественная атмосфера в коллективе, совместная творческая работа помогает пробудить у обучающихся чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В процессе работы, воспитывается большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия декоративно-прикладным творчеством требуют очень многих усилий от обучающихся. Занимаясь с мелкими предметами (засушенными растениями, семенами, плодами и т.п.), обучающиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.
Для развития фантазии у детей проводятся занятия, на которых они делают поделки по собственному замыслу, на основании приобретенных знаний и навыков. Большинство учебных занятий проводится в форме игр, бесед, выставок, тематических праздников.
На первом этапе (1 год занятий, познавательный уровень) основное внимание уделяется работе с бумагой. Аппликация из бумаги является наиболее интересной и доступной для детей младшего школьного возраста. Простота ее обработки стимулирует творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, увидеть результат работы по окончании занятия. В процессе образования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, а также положительно влияет на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
На втором этапе (2 год обучения, углублённо-практический) основное внимание уделяется работе с природным материалом: засушенными растениями и работе с соломкой, изготовлению аппликаций и панно из этих материалов. Эта работа требует более осторожного обращения, поэтому она более сложна. Но она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. На первых занятиях ребенок работает по заданию педагога, а затем самостоятельно разрабатывает сюжет, подбирает природный материал и выполняет работу, что способствует развитию навыков и творческих способностей.
На третьем этапе (3 год обучения) воспитанники знакомятся с основными правилами и приемами изготовления декоративных панно с использованием природного материала. В объединении этого года рекомендуется использовать индивидуальную форму работы
(индивидуальный творческий маршрут) с использованием своих – творческих – проектов. Воспитанники сами, с учетом увлечений и потребностей определяют материалы и изделия, над которыми будут работать. Это уже творчески самостоятельное объединение, в котором руководитель выступает в роли, главным образом технического консультанта, старшего товарища.
Образовательный маршрут ориентирован на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Создаются условий для творческого развития и саморазвития обучающихся посредством раскрытия творческого потенциала в создании флористических композиций с использованием собственных оригинальных идей.
Обучающие изучают историю и традиции искусства флористики, аранжировки; разнообразие природного материала родного края;
технологию выполнения декоративного панно с использованием различных природных материалов; технологию сбора и заготовки природного материала.
При этом у детей развиваются: творческое воображение при выполнении флористических композиций; художественный вкус; чувство гармонии и эстетики.
Оптимальным условием для решения задач развития творческих способностей детей на основе декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных проблем, а планомерное, целенаправленное использование их на практике.
Таким образом, декоративно – прикладное творчество способствует развитию воссоздающего воображения и на его основе развитию творческих способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к творчеству.
Используемая литература:
1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
2. Теплов Б. М. "Способности и одаренность".Москва;1961 г
3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304 с.