Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМА РАССОГЛАСОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

Цветкова Виктория Леонидовна,
музыкальный руководитель 1категории,
МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 4»,
городской округ Шуя, Ивановская область
Проблема рассогласования целей и ценностей в современном детском саду
О ценностях музыкального воспитания практически все уже было сказано известными учеными, деятелями науки и искусства. Однако важно, чтобы эти постулаты были не только на бумаге, но и в головах педагогов-практиков, руководителей детских садов и методистов. Чтобы выяснить, как современные музыкальные руководители трактуют эти понятия, педагогам было предложено ответить на три вопроса анкеты.
1. Какова, по вашему мнению, основная цель музыкального воспитания детей?
2. Сформулируйте основные ценности музыкального воспитания, оказывающие влияние на развитие и становление личности современного ребенка.
3. Что мешает реализации указанных целей и ценностей в практике музыкального воспитания детей в детском саду?
В анкетировании принимали участие 25 специалистов. Ответы на вопросы показали, что смысловое совпадение в формулировке целей и ценностей – 95 %. Так, большинство педагогов определяют цель музыкального воспитания детей как: «сохранение человеческого (гуманистического) начала в детях как представителях новых поколений в условиях общества риска и технократии»; «воспитывать у дошкольников любовь к музыке»; «приобщение дошкольников к миру музыкального искусства»; «развитие чувств, эмоций, настроения, переживаний»; «формирование у дошкольников основ музыкальной и общей культуры» и т.д. Приведем обобщенные ответы по формулировке ценностей музыкального воспитания. Большинство педагогов считают, что: музыкальное воспитание вводит в мир художественной культуры, развивает эстетические потребности; оказывает благотворное психотерапевтическое воздействие на человека (музыкальная терапия); способствует укреплению психофизического здоровья; музыка развивает эмоциональную сферу ребенка (эмоциональный интеллект); музыка доставляет радость, повышает настроение (гедонистическая функция); музыка способствует нравственно-патриотическому воспитанию ребенка («С чего начинается Родина?..); музыкальное воспитание объединяет людей, развивает коммуникативные навыки; музыкальные виды деятельности развивают разные стороны личности (речь, познавательную активность, а также внимание, память, волю, терпение и др.; музыкальное воспитание способствует раскрытию творческого потенциала человека, воспитывает самостоятельность, инициативность, ответственность; укрепляет психологический статус, способствует позитивной социализации и успешной самореализации личности.
Ответы на третий вопрос «Что мешает реализовать цели и ценности музыкального воспитания в условиях детского сада?» выявляют проблему несоответствия заявленных целей и ценностей практике их реализации, отсутствия необходимых условий, непонимания со стороны руководства. Наиболее типичные ответы: большое количество праздников, требование постоянно обновлять репертуар для выступлений детей – 75 %; некомпетентность родителей в вопросах музыкального воспитания – 30 %; недостаточная укомплектованность предметно-пространственной среды 25 %; недостаток времени из-за большого количества «бумажной» работы, формальных отчетов – 55 %; отсутствие единства в понимание целей, средств, методов музыкального воспитания детей – 1 %. Как типичное затруднение можно отметить слишком широкую и общую формулировку цели, например: «Приобщение ребенка к общечеловеческой культуре» или «Формирование музыкальной культуры, общего развития, духовной культуры». Это правильно, но как оценить, что педагог идет именно к этой цели? За красивыми, но абстрактными и общими словами теряется конкретный смысл, и непонятно, с чего начать это «формирование»… Уточним, что цели музыкального воспитания можно условно разделить на общие (стратегические) и конкретные. Общая цель – целостное разностороннее развитие личности ребенка средствами музыки. Общая цель в данном случае – это «целевой ориентир, далекая путеводная звезда. Конкретная цель – развитие у ребенка природной музыкальности и устойчивой потребности в музыкальных видах деятельности. Это тоже целевой ориентир, но он уже относится к конкретной области. Обе цели взаимообусловлены и должны быть сформулированы в ООП. Цели конкретизируются для каждого занятия. Но, чтобы не было путаницы, лучше для занятия пользоваться термином «фокус». Формулировка конкретных задач также вызывает затруднение; ее часто путают с целями. Важно понимать, что решение задач – это путь к реализации цели.
К задачам музыкального воспитания относятся: воспитание интереса к музыке; развитие сенсорной сферы ребенка; развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового чувства, музыкальной памяти); воспитание музыкального вкуса и эстетических потребностей; развитие первичных исполнительских навыков в различных видах музыкальной деятельности: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах; развитие креативных качеств личности средствами музыки; развитие самостоятельности, инициативности; развитие нравственно-коммуникативных качеств личности и др. Все эти задачи должны быть сформулированы в образовательной Программе. В планах занятий, различных образовательных ситуаций, праздничных утренниках указывается фокус (на что обращено внимание) и несколько конкретных задач, над которыми педагог работает именно на этом занятии. Переписывать общие задачи из программы – пустая трата времени. Например: при освоении парного танца на музыку Ф. Кулау (вариации) нужно формулировать не общую задачу «развитие чувства ритма», а конкретную – «выделять сильную долю из-за такта».
Для реализации цели необходимо создать условия для ее достижения. Рассмотрим создание условий в ДОО, способствующих эффективному музыкальному воспитанию детей.
1. Профессиональная компетентность педагогов: музыкального руководителя, воспитателя, специалистов (высокий уровень общей, педагогической и музыкальной культуры).
2. Характер взаимодействия педагогов с детьми – доверительный, вдохновляющий, что способствует эмоциональному комфорту детей.
3. Звуковая (музыкальная среда): репертуар (только художественный!), качество исполнения музыки, звучание фонограмм.
4. Предметно-пространственная развивающая среда (наличие качественных атрибутов, театральных костюмов и др.).
5. Использование эффективных, проверенных временем технологий музыкального развития ребенка: орф-педагогика, ритмопластика, детский музыкальный фольклор, система развития голоса.
6. Участие родителей в музыкальном воспитании детей.
7. Организация социального партнерства с учреждениями культуры: музыкальными школами, филармониями, домами детского творчества.
8. Построение системы музыкального воспитания в детском саду (программно-методическое обеспечение).
9. Согласование целей, ценностей, содержания и форм музыкального воспитания с педагогами и родителями.
Итак, согласование целей и ценностей участниками образовательных отношений – это системообразующее условие реализации цели. Однако, как показали ответы педагогов, именно это условие не осознается как приоритетное. Кроме того, анализ анкет позволил сделать следующие выводы: формулировка целей, задач и ценностей по смыслу в основном совпадает, но вызывает затруднение конкретизация этих понятий у большинства педагогов; у многих педагогов возникает проблема в анализе и обосновании затруднений; есть потребность в согласовании как основных понятий, так и основных требований к современному музыкальному воспитанию детей в детском саду (чтобы и руководители, и родители, и специалисты детского сада трактовали эти требования на основе единых подходов).
Мы подробно рассмотрели ценности музыкального воспитания для ребенка. Однако это – в теории, а дети живут в условиях, организованных взрослыми так, как они умеют, как им удобнее и легче выполнить требования проверяющих органов. Отсюда – двойные стандарты, где идет ориентация не столько на ценность развития каждого ребенка, сколько на стремление взрослых достичь своих целей, например: удостоиться призового места на детском конкурсе; получить похвалу от руководства и родителей за яркий зрелищный праздник. Конечно, можно понять музыкального руководителя, для которого важно завоевать авторитет, проявить свои способности, свою компетентность, наконец получить основания для повышения зарплаты (а сегодня это – пресловутые баллы, которые нужно подтвердить соответствующими бумагами). Как показать, что музыкальный руководитель прекрасно выполняет свои обязанности, что его воспитанники увлечены музыкой, эмоционально откликаются на произведения разного характера? Дипломами награждают не за это, а за...
Итак, первая проблема – подмена целей и ценностей, которая инициирована современной системой управления, системой поощрения. В свою очередь, ориентация на повышение имиджа детского сада и самореализацию музыкальных руководителей, а не на истинные потребности ребенка приводит к эмоциональному дискомфорту детей и педагогов, что вредит и здоровью, и морально-нравственному климату в организации.
Вторая проблема – это различный уровень информированности взрослых участников образовательных отношений о современных подходах, технологиях, программах музыкального воспитания детей. Сегодня в очень редких случаях заведующие и методисты детского сада изучают методику музыкального воспитания детей. А вместе с тем они осуществляют руководство и отвечают за качество музыкального воспитания детей в детском саду! В этом явлении – одна из ключевых проблем, которую необходимо решать.
Третья проблема – согласование целей и ценностей музыкального воспитания с современными родителями, у которых свои мерки оценки качества работы специалистов детского сада. Это касается и подборки репертуара, и выбора методик, и, конечно, удовлетворения запроса родителей на индивидуальный подход именно к их ребенку (игнорируя интересы других детей, например в выборе главной роли). Все эти проблемы решаемы, однако требуют высокого уровня коммуникативной культуры, а главное – желания объединить свои усилия, стремления работать в сплоченной команде профессионалов.
Библиографический список
1. Сайт Бурениной А.И., кандидат педагогических наук, доцент, директор АНО ДПО «Аничков мост» - http://aburenina.ru
2. Осин А.К. Системно-деятельностный подход во внеучебной работе в условиях перехода на ФГОС //Научный поиск. – 2012. - №2.1. – С. 67-68.
3. Белоглазова А.П., Юркова Е.Ю., Осин А.К. Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования по персонификации воспитания и обучения одаренных детей //Научный поиск. – 2019. - №1.1. – С. 46-47
Август 2021