учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Расцветская СОШ»
п. Расцвет
В настоящее время необходимо уважительное отношение к национальному языку, национальной культуре, к духовности в целом, которая проявляется через родной язык.
Язык не существует вне человека, и человек не существует вне языка. Соответственно, человека нельзя изучать вне языка, и язык нельзя изучать вне человека. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, хранит ее для человека и передает от человека к человеку, от родителей к детям. Язык – орудие познания, с помощью которого человек познает мир и культуру, язык – это орудие культуры: он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, национальный характер.
В какой-то степени можно считать, что человек раб своего родного языка: он с младенчества попадает под влияние и власть языка родителей и вместе с языком усваивает хранящуюся в нем культуру того речевого коллектива, членом которого он оказался. Нельзя забывать о той огромной роли, которую в воспитании, формировании личности играет язык, неразрывно связанный с культурой. Можно сказать, что личность – это продукт языка и культуры.
Человек родился и с первой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Одновременно через язык человек получает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре.
Язык формирует своего носителя. Каждый национальный язык не только отражает, но и формирует национальный характер. Иначе говоря, если язык формирует представителя народа – носителя языка, причем формирует его как личность, то он должен играть такую же важную роль и в формировании национального характера.
В качестве источников, подтверждающих существование национального характера, можно рассмотреть фольклор, или устное народное творчество, как наиболее надежный источник сведений о национальном характере. Герои, персонажи, сюжеты представляют собой коллективное творчество народа, из поколения в поколение, как морская галька, не имеющая первоначальных индивидуальных изгибов, изломов и зазубрин, и что поэтому они лишены субъективизма индивидуально-авторских произведений, – все это делает их наиболее надежным источником и хранилищем информации о характере народа.
Однако самым надежным свидетельством существования национального характера является национальный язык. Язык отражает и формирует характер своего носителя, это самый объективный показатель народного характера.
Основную часть составляет лексика. Из слов складывается языковая картина мира, определяющая восприятие мира носителями данного языка. Устойчивые выражения, фразеологизмы, пословицы, поговорки –в них сосредоточена народная мудрость, вернее, результаты культурного опыта народа. (Введенская Л. А,2001)
Родной язык – это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. Сегодня, когда средства массовой информации пропагандируют жестокость, безнравственность, насилие, самым мощным оружием против бездуховности и жестокости являются родной язык и национальная культура. Только тот способен противостоять злу и насилию современного мира, кто обогатил себя духовно-нравственными ценностями своего народа.
Современная национально-языковая ситуация с хакасским языком не может не вызывать озабоченности. Язык «сходит» до семейно-бытового уровня. Это влияет на национальное. Для многих связь собственной национальности с национальными качествами, в том числе с соблюдением национальных традиций, знанием родного языка, становится, по большому счету, номинальной. Особенно для тех, кто покинул пределы родной республики и проживает в других регионах.
Но язык все равно существует. И первоочередной задачей на сегодняшний день является сохранение и распространение хакасского языка для дальнейших поколений. Ведь если мы потеряем какой-либо язык, мы утратим культуру и традиции целого народа. А без прошлого, как известно, не может быть будущего. Все шаги, способствующие распространению родных языков, служат не только содействию многоязыковому образованию, но и развитию более полного ознакомления с языковыми культурными традициями по всему миру.
Родной язык является особой формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое.
Именно поэтому необходимо соблюдать социокультурный подход к обучению детей родному языку, суть которого заключается в том, что изучение языка осуществляется в контексте формирования национально-языковой культуры. Язык народа несет на себе отпечаток всей его истории, выступает как универсальное средство общения, мыслительной деятельности, способ познания окружающей действительности. Языковое образование ориентировано не только на обучение ребенка основным видам устной и началам письменной речи, но и на формирование у него личностно-значимого, положительного эмоционального и творческого отношения к процессу познания национальной культуры посредством родного языка. Целью языкового образования является сам ребенок как человек культуры. (Абрашитова Ф. Г., 2003)
В настоящее время как никогда важно, чтобы люди открывали для себя новые ценности, приобщались к общечеловеческим ценностям через призму культуры других народов, учились межличностному и межкультурному общению.
В повседневной жизни язык, на котором мы говорим, очень часто воспринимается нами обыденно, как нечто само собой разумеющееся. Мы нередко забываем, что язык является драгоценным достоянием каждого народа, он создается и совершенствуется в течение многих веков. Будучи неизменным средством общения, язык в то же время концентрирует в себе память народа, его историю, опыт познавательной деятельности, мировоззрение и психологию. Без языка нет культуры. А язык невозможно сохранить, если не говорить на нем.
Именно язык объединяет людей, принадлежащих к одной этнической группе, он служит тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность любой нации, поэтому издавна забота о языке, его сохранении и развитии является показателем уровня национального самосознания народа – носителя того или иного языка.
Сегодня перед образованием выдвинуты сложные задачи сохранять языковое и культурное разнообразие и историко-культурное наследие народов, проживающих на территории России, поэтому изучение родных языков в школе как учебного предмета становится единственным способом их сохранения и развития. Кроме того, только изучение языка в школе может способствовать формированию литературного языка. (Запольская, Н. Н..1991)
От качества владения молодого поколения народов России русским языком будет зависеть и судьба их родных языков. Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, его духовно-нравственное развитие. Родной язык признан самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного и материального наследия. А по оценкам ЮНЕСКО, половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время исчезнуть с «лица» земли. Чтобы этого не случилось, каждый человек должен в детстве узнать и полюбить родную речь своего народа. Поэтому родные языки народов России должны занять достойное место в едином образовательном и культурном пространстве многонационального государства.
Литература
1. Абрашитова Ф. Г. Роль родного языка в будущей жизни ученика. - М.: Россмен, 2003.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2001.
3. Запольская, Н. Н. История русского литературного языка: методические указания для студентов филологических факультетов государственных университетов / Н. Н. Запольская. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. – 80 с.