Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОБОГАЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зубарева Ольга Александровна
музыкальный руководитель
Табатадзе Юлия Гивеевна
воспитатель
МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Город Черногорск

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.

Р.Роллан


Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Именно первые детские впечатления проходят яркой полосой через весь жизненный путь каждого человека. Дошкольный возраст - это благодатный период для обогащения музыкальных впечатлений, для пополнения литературного багажа сказками, былинами, стихотворениями. Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
Музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств обогащения музыкальных впечатлений, дает очень мощное эмоциональное воздействие, развивает чувства вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений. «Музыка – это искусство печалить и радовать без причины» /Тадеуш Котабиньский/. Палитра музыки богата, язык её гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Правильно выстроенный процесс слушания музыки раскроет перед ребенком волшебный мир музыки.
Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разностороннее и полно, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствуют развитию положительных эмоций. Восприятие музыки оказывает положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей, активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как активную деятельность. Это сложная работа, так как связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Необходимо соблюдать определенную методику обучения детей старшего дошкольного возраста слушанию музыкальных произведений.
Слушание музыки, ее восприятие и анализ – основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в художественно - эстетическом развитии детей. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности.
Видный ученый, психолог Г.С.Тарасова отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множественно жизненно важных задач… и призвана решать… самую главную – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию детей в мире музыки.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должна быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей детей. Н.А. Римского – Корсакова по праву можно назвать великим музыкальным сказочником. Н.А. Римский – Корсаков создал такой жанр, как опера – сказка. А сказка любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания духовного мира детей. Огромные возможности для приобщения детей к музыкальной культуре имеет музыкальная сказка или сказка в музыке. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать.
Никто из русских композиторов не уделил в своем творчестве столько внимания сказкам, легендам, былинам, как Н.А. Римский – Корсаков. Его произведения раскрывают живописно – изобразительный дар композитора, чистоту лирики, искренней, но несколько созерцательный, без повышенной эмоциональной напряженности. «Рассказать» сказку в музыке непросто. Композитору необходимо найти те интонации, ритмы, гармонии, оркестровые краски, которые бы вызвали у слушателей представление именно о сказочных образах, заставили бы «увидеть» все сказочные небылицы, превращения, чудеса. Н.А. Римский – Корсаков сумел передать в своей музыке не только мудрость и глубину содержания сказки, но и ту особую сказочную, поэтичную атмосферу.
Для знакомства с оперным наследием Н.А. Римского – Корсакова мной была выбрана нетрадиционная форма общения с участниками образовательных отношений - музыкальный журфикс. Слово «журфикс» происходит от французкого «jourfixe», то есть «фиксированный день». В дореволюционной России так называли регулярные домашние приемы, которые устраивались в определенное время (день недели, час). Музыкальные журфиксы проходят в форме творческой встречи, включая слушание классической музыки, чтение отрывков литературных произведений, беседа на тему прослушанного музыкального материала, просмотр слайдов, подобранных к музыкальному произведению, обмен впечатлениями. Сохраняя все традиции журфиксика, мы придерживаемся следующих правил.
Правило журфикса № 1 «фиксированный день» - «Музыкальный журфикс» проходит каждую последнюю пятницу месяца.
Правило журфикса № 2 «определенное время» - во вторую половину дня в 16.00, согласно циклограмме совместной образовательной деятельности взрослого с детьми подготовительной к школе группы.
Правило журфикса № 3 «возможность каждого желающего присутствовать» - посетителями Музыкального журфикса являются: желающие дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители (ранее оповещенные).
Правило журфикса № 4 «форма проведения - творческий досуг» - «форма организации - творческие встречи музыкального руководителя, воспитателя, воспитанников подготовительной к школе группы, родителей», в учебном году проходит девять онлайн творческих встречь, каждая встреча имеет свою тему.
Темы музыкальных журфиксов
№ 1. «Пейзажи в музыке и на холсте»
№ 2. «Творческий портрет Н.А. Римского – Корсакова»
№ 3. Опера «Золотой петушок»
№ 4. Опера «Садко»
№ 5. Симфоническая сюита «Шахерезада»
№ 6. Опера «Кащей Бессмертный»
№ 7. Опера «Сказка о царе Салтане»
№ 8. Опера «Снегурочка»
№ 9. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже
Оперное наследие великого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова, богатое большим количеством опер – сказок является благодатной почвой для развития устойчивого интереса дошкольников к слушанию классической музыки. Яркость, образная контрастность музыки Н.А. Римского – Корсакова поможет приобщить детей к музыкальной культуре и обогатить музыкальное впечатления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. О.П.Радынова, А.П.Катинене Музыкальное воспитание дошкольников//Академия Москва.-1998.-240с.
2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников//М.:Мозаика-Синтез.-2008.-112с.
Август 2021