Конференции

    ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Сурганова Ирина Петровна,
    учитель истории, обществознания, литературы
    МКОУ «ООШ с.Михайловки»
    Харабалинского района
    Астраханской области
    Одним из направлений нац. проекта «Образование» является проект «Успех каждого ребенка», целью которого является воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности. Эта цель должна быть достигнута за счет развития дополнительного образования детей. К 2024 году 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны быть охвачены дополнительным образованием.
    Дополнительное образование дает возможности обучающемуся определить свои склонности и способности, развить познавательные интересы, свой творческий потенциал, способствует профессиональному самоопределению. Также оно является необходимым условием профилактики отклоняющегося поведения.
    С каждым годом отмечается рост детской преступности, безнадзорности, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Дополнительное образования позволяет заполнить свободное время ребенка, снижает его напряженность и агрессивность, помогает приобрести навыки адаптации в современном обществе.
    Образование и дополнительное образование должны дополнять друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его саморазвитии.
    В отличие от массо­вой школы, дополнительное образование имеет свои особенности:
    ·           учащиеся приходят на занятия в сво­бодное от основной учебы время;
    ·           обучение организуется на доброволь­ных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
    ·           психологическая атмосфера носит не­формальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стан­дартами;
    ·           детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
    ·           допускается переход учащихся из од­ной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуально­го развития).
    В нашей школе работает два кружка дополнительного образования: изобразительного искусств и декоративно-прикладного творчества. Большинство ребят посещают оба кружка.
    Декоративно-прикладное творчество предполагает огромное количество различных техник, как традиционных, так и появившихся совсем недавно.
    Сама программа кружка «Мастерская чудес» построена по блочно-модульной схеме и предполагает обучение по блочно- модульной технологии, которая позволяет подробно изучить каждую технику. Мы работали в техниках квиллинг, торцевание, свит-дизайн и топиарий.
    На своих занятиях я активно применяю информационно-коммуникационные технологии. Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую презентации, мастер-классы, фотографии. Благодаря им процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
    Основное место в обучении декоративно-прикладному творчеству занимает технологи
    1.Технология личностно-ориентированного обучения, согласно которой каждый ребенок должен реализовать свои возможности.
    2. Технология саморазвития Поощряется смелость, проявление детской фантазии и изобретательности. Основное назначение технологии саморазвития состоит в создании условий для самореализации личности, выявлении и развитии её творческих возможностей.
    3. Технология проектного обучения предполагает организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Данная технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.
    Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Хочется отметить их стремление к высокому качеству изготавливаемой работы, богатую фантазию. Они выбирают сложные по исполнению работы и добавляют свои штрихи. Таких ребят я привлекаю в качестве «консультантов».
    При работе с низкомотивированными учащимися большее внимание уделяется получению навыков работы с материалами, воспитанию усидчивости, аккуратности.
    На занятиях стараюсь применять такие приемы и методы обучения, которые побуждают детей к самостоятельной деятельности. Главный принцип: не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Кроме того, стараюсь обеспечить благоприятную психологическую атмосферу, поощрять ребёнка за оригинальные идеи.
    Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно способствует развитию у детей творческого потенциала, навыков адаптации к современному обществу и получению возможности полноценной организации свободного времени.
    В заключении своего выступления хочется подчеркнуть, что дополнительное образование должно присутствовать в жизни каждого школьника. Цели у каждого могут быть разные, но всегда дополнительные занятия приведут к положительным результатам.
    Август 2021