Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ - ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ ДМШ И ДШИ

Винюкова Марина Юрьевна
преподаватель класса контрабаса
МБУ ДО «Детская школа искусств
им. М.Г. Эрденко №1»
г. Старый Оскол Белгородская область
Общее назначение искусства, в том числе и музыки, в том, что оно вызывает в человеке эмоциональную активность, порождает творческое отношение к жизни. Об этом замечательно сказал Б.Асафьев: «Музыка – это и искусство, и наука, и язык, и игра» [2].
Человек, который получил музыкальное образование, не обязательно будет примером нравственности и иметь лучшие человеческие качества. Но низкая музыкальная культура не сможет личности выявить потенциальные возможности её духовного развития. Это особенно важно при работе с молодежью. Особенно с той частью, которая принципиально не хочет слушать музыкальную классику. Не пытается её понять. И здесь свою роль должны сыграть музыкальное образование и воспитание. И начинать надо с детей младшего возраста и их родителей.
В своей работе я стараюсь привлекать родителей учеников к занятиям ребенка музыкой. Или хотя бы к участию и контролю со стороны родителей. Чтобы они обязательно интересовались успехами своих детей. Контролировали домашние занятия на начальном этапе обучения. Дважды в год провожу родительские собрания с обязательным концертом учащихся своего класса. При этом стараюсь, чтобы выступили все ученики, с разной подготовкой. Даже первоклассники после второй четверти уже играют небольшие пьески. На этих собраниях проводятся беседы о роли музыки и музыкального образования в формировании личности ребенка. Родители наглядно видят, чего достигли их дети. Чему научились. С каким удовольствием, а главное с какой ответственностью выступают их дети. Как постепенно развиваются способности ребенка, как обогащаются их музыкальные впечатления. Сами родители на таких встречах отмечают, что занимаясь музыкой ребенок лучше успевает по всем предметам, так как приходится планировать свой день, свои занятия. Ребенок становится более активным, успешным.
Кроме того, музыкальные занятия прекрасно дисциплинируют, обостряют внимание, не говоря уже о том, что музыка, как всякое интеллектуальное увлечение, помогает оградить детей от всевозможных опасностей современного мира, в том числе и от потока СМИ, который может оказать негативное влияние на неокрепшую психику подрастающего поколения.
Основная задача музыкального воспитания детей заключается в развитии внутренних музыкальных представлений ребенка. В приобщении его к музыкальному искусству, художественному творчеству. Эстетическое воспитание ребенка создаст тот необходимый фундамент, на котором возможно не только успешное дальнейшее занятие музыкой, но и всё последующее духовное развитие личности.
Выдающийся педагог профессор Г.Г. Нейгауз писал: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребенок, отрок или взрослый, должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своём уме, носить её в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавишам или проведет смычком по струне» [6]. Эти слова как нельзя лучше подтверждают мысль о том, что при правильном понимании задач музыкальное воспитание – явление не только желательное, но и необходимое.
Очень важно, чтобы первое знакомство ребенка, поступившего в музыкальную школу, с музыкальным инструментом, первый урок музыки был ярким и запоминающимся. Чтобы ему хотелось продолжить свои занятия. С удовольствием заниматься дома.
Начиная работу с вновь поступившими в музыкальную школу учениками необходимо учитывать возрастные особенности детей, их физические данные. Особенно с теми учащимися, которые приходят учиться на контрабас. Так как приходиться учитывать размеры самого инструмента и физические данные детей
Учитывая психологию и возрастные особенности ребенка, необходимо преподносить учебный материал в игровой форме. Это вызовет у ученика живой интерес к учебным занятиям, а педагогу наладить контакт с учеником.
Но не стоит увлекаться только игровыми методами работы. Музыка – это игра, свободное самовыражение в звуках. Но это также каждодневный труд, самодисциплина. Поэтому необходимо научить учеников трудиться уже в младших классах музыкальной школы, чтобы получать удовольствие от игры на инструменте, от своего музицирования.
Первое занятие, как правило, начинается со знакомства с инструментом, его возможностями. С истории возникновения и развития. И здесь на помощь приходят современные компьютерные технологии. Можно дать домашнее задание для ученика, найти интересные сведения об инструменте.
На первых занятиях педагог обязательно исполняет несколько известных произведений различных по характеру и доступных для понимания ученика. При этом решается сразу несколько педагогических задач. Это и приобщение учеников к музыке (учимся слушать). Это и принцип наглядности, который должен разбудить интерес учащихся к инструменту, желание играть на этом инструменте. Это всё постепенно и неназойливо вводит учащихся в учебный процесс. При этом можно предложить ребенку спеть простые и известные песенки и попевки. На моих уроках специальности (контрабас) с первых же дней присутствует концертмейстер. Тогда совместная игра преподавателя по специальности и концертмейстера для начинающих контрабасистов становится концертным выступлением. Что ещё больше может заинтересовать учащихся. И даже игра по открытым струнам на первых занятиях, сопровождаемая аккомпанементом на фортепиано, дает большой толчок к занятиям. Так как ученик уже начинает себя чувствовать исполнителем. И если ребята 10-12 лет хотят как можно быстрее играть более сложные пьесы. А на контрабас приходится принимать детей физически крепких и высоких. То ученики младшего возраста с удовольствием играют с аккомпанементом по открытым струнам.
Характерными чертами психологии детского возраста являются неустойчивость и быстрая утомляемость внимания. Необходимо переключать внимание ученика.
Говоря о развитии внутренних музыкальных представлений ученика, на первое место следует поставить слух, ритм и творческое воображение. Развитие музыкального слуха является одной из важнейших задач. Особенно большое внимание этому вопросу уделяется на уроках сольфеджио, а также на индивидуальных занятиях с педагогом. Материалом для работы с начинающими должна явиться песня. На первых уроках та, которая знакома детям. Текст песни помогает пониманию музыки. Когда песенный репертуар ученика расширится, полезно провести игру на отгадывание знакомых мелодий.
Очень важным моментом в работе является развитие внутренних звуковысотных представлений, без которых чистое интонирование на струнно-смычковых инструментах вызывает большие затруднения. Прежде чем петь или играть ноты той или иной мелодии, видимой или в записи, ученик должен научиться сначала предслышать их звуковую высоту. Для этого на первом этапе работа ведется по принципу: вижу – слышу – пою.
На следующем этапе, когда ученик уже обучается игре (особенно на струнно-смычковом инструменте), занятия проходят по схеме» вижу – слышу – играю – проверяю. Отсюда возникают и соответствующие методы работы. Прежде чем приступить к изучению пьесы на инструменте, надо её сначала просольфеджировать. Необходимо приучать будущего музыканта к своеобразному «слушанию глазами». В дальнейшем интересной формой работы, способствующей развитию музыкального слуха, является следующая игра. Педагог исполняет знакомую мелодию на инструменте, а ученик внимательно слушает последовательность звуков. Внезапно педагог прекращает игру, а ученик продолжает мелодию на своем инструменте.
Большую пользу в работе приносит также пение и исполнение пьес от различных нот, что активизирует музыкальный слух на быстрые реакции.
Развитие чувства ритма – вторая важная задача. Уроки ритмики развивают равномерность ритмической организации, вырабатывают координацию движений. На маршах, танцах, музыкальных играх воспитывают эмоциональную выразительность и пластику, Основы восприятия музыкальных жанров. Учащиеся двигаются под музыку различного темпа и характера, передавая движениями своё восприятие музыки. Правда, не все могут сразу правильно уловить ритмическую пульсацию. Часто это происходит от того, что, совершая движения, они не слушают музыку. Полезно в таких случаях поменять темп с быстрого на медленный и обратно. Это приучит детей внимательно следить за темпом. Хорошо воспитывает чувство ритма, динамики первые навыки коллективного творчества. Участие в дуэте, ансамбле или в шумовом оркестре.
Воспитанию художественного воображения у начинающих музыкантов способствуют уроки музыкального и изобразительного творчества. Чтение вместе с родителями книг познавательного характера. Большую пользу в развитии детей приносит сочинение маленьких музыкальных пьесок на заданный педагогом сюжет. Задание нарисовать то, что ребенок видит, слышит или чувствует при проигрывании пьески. А если пьеса имеет название, то, как ученик понимает содержание пьесы. На уроках изобразительного творчества внимание ребенка следует направлять на содержание и настроение исполняемой педагогом музыки. Ученик должен словесно описать то, что выражают звуки. А затем нарисовать или вылепит сложившийся музыкальный образ. Следует чередовать контрастные по настроению пьесы, что вызовет у ученика противоположные эмоции.
Проблема выбора музыкального инструмента обычно решается родителями. При этом они редко вникают в способности и возможности ребенка. Такой подход при дальнейшем обучении ребенка игре на инструменте может привести к разочарованию, как у детей, так и родителей. А при выборе такого инструмента как контрабас приходиться ещё и убеждать родителей, рассказывая об инструменте и перспективах обучения на нем. Как правило, возникают трудности в убеждении родителей, а не детей. Поступающим на контрабас ученикам часто достаточно послушать как звучит этот инструмент (исполнение педагогом несложных пьес), попробовать поиграть на нем по открытым струнам, познакомить с более старшими учениками (игра учеников). Для родителей важна перспектива на будущее. И здесь играют роль грамоты и фотографии с ученических конкурсов.
Немаловажным условием являются физические данные учащихся. А также стремление научиться играть на инструменте. Необходимо также учитывать возможную любовь ребенка к определенному инструменту. Нельзя насильно обучать на инструменте, который ему не нравится, даже если этого хотят родители. Необходимо в первую очередь прислушиваться к ребенку.
Приобщение учащегося к музыкальному инструменту проблема большого значения. Педагог должен показать скрипку, виолончель или контрабас. Рассказать об истории возникновения и создания инструмента. Продемонстрировать характер звучания каждой струны. Поиграть доступные для восприятия ученика пьесы. Полезно слушать игру учеников, которые уже владеют игрой на инструменте.
Духовное развитие детей происходит неодинаково. Необходимо найти ключ к каждому ребенку. Суметь заинтересовать и привить любовь к своему инструменту, любовь к музыке, любовь к искусству
Литература
1. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2000. – 275 с.
2. Асафьев Б.В. Современное музыкознание и его исторические задачи. Л, Гос. Муз. Изд-во, 1963. - 379с
3. Виртуальная "личность" и реальное "я": проблема идентичности / А.Г. Осипова // Вопросы культурологи. - 2008. - № 1 (январь)
4. Готсдинер А.Л. «О восприятии музыки и музыкальном слухе. (сборник статей), Л, изд-во «Музыка». 1981.
5. Морозова С, Яворский Б.Л. «О музыкальном воспитании детей». Сборник «Музыкальное воспитание в школе», Вып 12. М, «Музыка», 1985.
6. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», М, «Музыка», 1987, 240с.

Август 2021