Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Тазетдинова Раиля Абузаровна,
воспитатель,
МБДОУ №1 “Березка”,
п. Джалиль
Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.
Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда.
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе?
Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней.
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы. И чем раньше ребенок познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.
Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его в будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действие, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет не эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
В любом городе, поселке есть интересные места для наблюдения природных объектов:
Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее- нет. Сохранение природа - необходимое условие существования человеческого общества.
Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы?
Решение основных задач экологического воспитания происходит посредством различных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию.
·          Вот формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях:
·          экологические экскурсии;
·          уроки доброты;
·          уроки мышления;
·          экологические кружки;
·          экологические конкурсы
·          КВН, аукционы, марафоны, викторины с экологической тематикой;
·          экологические акции;
·          обсуждения и проигрывания экологической ситуации;
·          трудовой десант;
·          "Зеленый патруль";
·          клуб исследователей природы;
·          лаборатория юного эколога;
·          ведение "Панорамы добрых дел";
·          ведение фенологических календарей природы;
·          коллекционирование природных объектов;
·          экологические выставки и экспозиции;
·          экологические музеи;
·          дни (недели) экологического творчества;
·          экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
·          экологические сказки;
·          экологические тренинги;
·          инсценирование, театрализация на экологические темы.
Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.
Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка.
Литература
1.         Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград. Издательство "Учитель", 2017.
2.         Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. - Волгоград. Издательско-торговый лом "Корифей", 2008.
Август 2021