Педагог-психолог,
ГУ РК «детский дом №3 г. Сыктывкара»
г. Сыктывкар
Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным.
Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений.
Помешать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:
· недостаточное количество двигательной активности;
· нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;
· стресс;
· наличие вредных привычек;
· неполноценный, нарушенный сон.
Поэтому Профилактика употребления ПАВ – является одной из важных составляющих по формированию здорового образа жизни.
Для детей 5-7 классов была разработана игра «Сто к одному» на основе популярной игры «Сто к одному», тема, которой стала «Вредные привычки».
Цель игры: обобщить полученные знания на занятиях, по профилактике употребления ПАВ, расширить свои представления о формировании ЗОЖ.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни;
2. Углубление представления детей о вредных привычках;
3. Формирование навыков здорового образа жизни
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, материал для проведения эксперимента (2 листа розовой бумаги), видеоролики: «Как наркотики влияют на организм», «Эксперимент с белком», подготовленные шаблоны с ответами на формате А2.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающиеся через игру повторят пройденный материал на занятиях об употреблении ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
2. Формирование представления о здоровом образе жизни;
3. Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Ход занятия:
1). Подготовительный этап: Ведущий делит собравшихся участников на 2 команды. Объявляет название темы занятия. Ведущий просит участников придумать название команд и выбрать капитана команды. Объясняет правила игры. Затем предлагает обратить внимание на экран, где показана презентация.
«Сейчас вы будете отвечать на вопросы, которые появятся на экране. Отвечать будете по очереди. Каждой команде по 2 вопроса.
Слайд № 2 Вопрос команде 1: Какие бывают привычки? (Ответ команды)
Слайд №3 Вопрос команде 2: Какие полезные привычки вы знаете? (Ответы команды).
Слайд №4 Вопрос команде 1: Что такое вредные привычки (Ответы команды).
Слайд №4 Вопрос команде 2: Какие вредные привычки вы знаете (Ответы команды)
2). Основная часть.
2.1 Раунд 1. Простая одинарная игра. Ведущий вызывает к себе от каждой команды по одному игроку и задает им вопрос: «Как курение влияет на человека?». Ведущий выслушивает ответы участников команды и демонстрирует их ответы (если есть) на экране. Чей ответ набирает наибольшее количество баллов, с той командой ведущий продолжает игру и всем участникам команды повторяет вопрос.
После прохождения первого раунда ведущий обращает внимание на слайд №14 и подводит итог раунда.
2.2. Эксперимент: Ведущий приглашает по одному участнику из каждой команды подойти и принять участие в эксперименте. Для эксперимента понадобиться 2 розовых листа. Ведущий дает по одному листу приглашенным участникам.
Ведущий: Рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Ведущий предлагает участникам смять листки бумаги, а затем обращает внимание просмотреть слайд № 16: «У курильщика легкое становится дряблым, вялым – таким, как помятый лист. Здоровые легкие – такие, как лист немятой бумаги. Каким легким будет легче снабжать организм кислородом?»
Ведущий делает вывод: дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.
2.3. Раунд 2. Простоя двойная игра. Алкоголь. Ведущий вызывает к себе от каждой команды по одному игроку и задает им вопрос: «Как алкоголь влияет на человека». Ведущий выслушивает ответы участников команды и демонстрирует их ответы (если есть) на экране. Чей ответ набирает наибольшее количество баллов, с той командой ведущий продолжает игру и всем участникам команды повторяет вопрос.
После прохождения второго раунда ведущий обращает внимание на слайд №25 и подводит итог раунда.
2.4. Видеосюжет. Ведущий предлагает всем участникам обратить внимание на видео, где демонтируется эксперимент, в ходе которого участники могут наблюдать как алкоголь влияет на клетки головного мозга.
После демонстрации видеосюжета, ведущий просит детей сделать вывод, что алкоголь опасен для здоровья.
2.5. Раунд 3. Простоя тройная игра. Наркотики. Ведущий вызывает к себе от каждой команды по одному игроку и задает им вопрос: «Как наркотики влияют на человека». Ведущий выслушивает ответы участников команды и демонстрирует их ответы (если есть) на экране. Чей ответ набирает наибольшее количество баллов, с той командой ведущий продолжает игру и всем участникам команды повторяет вопрос.
После прохождения второго раунда ведущий обращает внимание на слайд №36 и подводит итог раунда.
Ведущий предлагает просмотреть небольшой ролик о вреде наркотиков «Как наркотики влияют на организм». Делается вывод, что наркотики - это гибель для человечества.
2.6. Игра наоборот.
Ведущий задает вопрос обеим командам: «Почему люди употребляют ПАВ?». Задача команд: найти наименее распространенную причину употребления подростками ПАВ. После ответа команд ведущий предлагает посмотреть все варианты ответов.
2.7. Заключительная игра «Большая игра» проводится со всеми игроками. Задачи команд по очереди отвечать на вопрос, что мы можем сделать для того, чтобы не начать употреблять ПАВ.
За каждый ответ команде дается по 10 очков. Игра длится 1 минуту. После минуты Ведущий говорит, «СТОП». На этом наша игра подошла к концу и просит всех обратить внимание на заключительный слайд, где прописаны 9 заповедей по формированию ЗОЖ.
3.В конце занятия подводиться итог игры и определяется победитель.
Здоровый образ жизни подростков - не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки - уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что для них хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.