Конференции

    КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ

    Василенко Светлана Дмитриевна,
    учитель английского языка,
    Инженерно-технологическая школа №777
    г. Санкт-Петербурга
    Бесспорно, что способы оценивания влияют на отношение к изучаемому предмету и эффективность обучения. В школьной системе принята пятибалльная система оценивания, но зачастую такой подход является источником стресса для школьников.
    В данной статье мы рассмотрим необычные, но эффективные способы оценивания, которые помогут современному педагогу мотивировать своих учеников.
    Основные принципы, которые позволят избежать негативного, но объективного оценивания:
    - в основе любой оценки учитываем зону ближайшего развития ребенка;
    - учитель не просто оценивает, а сообщает ученику о прогрессе;
    - школьники учатся ни ради оценки, а ради приобретения новых знаний.
    Обратимся к системе оценивания школ Финляндии:
    - учитель обязательно дает обратную связь, объясняя пробелы и достижения;
    - в итоговое оценивание входят все заслуги ученика;
    - оценивают не только учитель, но и сами ученики.
    Какие же конкретные инструменты можно применять на практике современному педагогу?
    - учитель в тетрадях подчеркивает не худшее, а лучшее в работе ученика;
    - использование стикеров или печатей с оценочными надписями- «Ты молодец!», «Сегодня лучше, чем вчера!»
    - использование листов индивидуальных достижений;
    - экран успеваемости класса или группы;
    - организация так называемого «Подиума»- места для презентации детских работ;
    - прием «светофор» - в зависимости от степени усвояемости материала ученик поднимает красную карточку, означает «ничего не понял», желтую – «не все понял», зеленую- «все понятно».
    - прием «Закончи предложение»- Я узнал, что…Я запомнил…Я смог…Я знаю…
    - «Волшебная линеечка». Ученики оценивают свою работу по шкале, которую чертят в тетрадях и отмечаю крестиком, на каком уровне выполнено задание.
    - прием «Желаемая отметка». Перед сдачей работы ученик ставит сам себе оценку, какую он заслужил по его мнению
    - Прием «Лесенка». Ученики отмечают на ступеньках лесенки, как усвоили материал (верхняя- усвоил хорошо, средняя- требуется помощь, нижняя- не понял).
    Важно отметить, что оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (особенности памяти, внимания, восприятия), так как оценивается работа, а не исполнитель. Важно отметить, что цель оценивания- улучшить качество обучения.
    Таким образом, несмотря на то, что в современных школах система безотметочного оценивания не так популярна, она дает возможность не очень успешным ученикам увидеть свой прогресс в обучении.
    Сочетание традиционной и креативной системы оценивания и будет оптимальным способом для успешного обучения в современной школе.
    Август 2021