Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моисеева Наталья Николаевна,
Воспитатель
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский
Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Солнышко»

Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов.
К 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Поэтому развивать мелкую моторику важно с раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Дети с плохо развитой ручной моторикой оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук пластилинография влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Поэтому я стала в своей работе уделять большее внимание развитию мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
Пластилинография — создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Мною были определены цели и задачи по данному направлению. Цель: развитие мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно — творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи: – освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание); – совершенствовать навыки работать на заданном пространстве; – формировать умение детей слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию; – воспитывать умения аккуратной работы с пластилином; – развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; – развивать интерес к процессу и результатам работы.
На начальном этапе дети знакомятся с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассматривают картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнают, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговаривается, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрются правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Знакомятся с приемами пластилинографии: отщипывают пальчиками, надавливают на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывают пластилин по поверхности основы от центра к краям контура.
Кроме того, ребята осваивают следующие приёмы: размазывают пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ можно использовать природный материал и другие вспомогательные предметы: бусинки, стразы, зубочистки, бисер, учатся пользоваться стекой — печаткой.
Следует отметить, что на данном этапе дети учатся выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует овладеть основными приемами, такими как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Разрезание. Разделение бруска пластилина стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Работу по пластилинографии провожу в образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой — либо сюжет.
Так, например, можно предложить детям вылепить угощение на праздник для куклы Кати– вкусное печенье и конфеты, а затем к ней приходят друзья в гости и «пьют» чай с печеньями.
Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Это достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы.
Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.
В результате работа с пластилином позволяет развивать кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность детей. Результаты работы позволяют говорить о том, что использование пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. Работая с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Август 2021