Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пахомова Екатерина Евгеньевна,
воспитатель,
ГБДОУ детский сад «Петровский»,
г. Санкт-Петербург
Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс проектной деятельности, обеспечивающей пробуждение у детей интереса к своему здоровью. Значимость формирования здорового образа жизни детей диктуется ростом нагрузок на организм современного человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и другого характера. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно–правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об Утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Конвенцией ООН оправах ребенка 1989 г. статьи 27 и 28 и др. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее –ФГОС дошкольного образования) одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности детей является «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни». Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные деятели медицины: Амосов Н. М., Семенов С. П. Шаталова Г.С, Углов Ф.Г. и др.. В психолого-педагогическом направлении тема здорового образа жизни получила свое развитие благодаря многим отечественным исследователям: Аксёнов Г.П., Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Дитлс Р., Мартынюк И.О., Кобелянская Л.С.. Сегодня она широко развивается в рамках различных научных направлений, рассматривается с разных точек зрения, изучается поэлементно и во взаимосвязях. Несмотря на большое количество источников по теме здоровья и здорового образа жизни, основные результаты, к которым ведет здоровый образ жизни, имеют конкретный перечень. К ним можно отнести:
1.Физическое самочувствие:
-окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знание о влиянии окружающих предметов на здоровье;
-привычки: выработка полезных навыков, в том числе способствующих преодолению вредных для физического здоровья зависимостей (курения, алкоголизма и т.д.);
-питание: умеренность в приеме пищи, информированность о качестве и пользе употребляемых продуктов;
-движение: физически активная жизнь, физически активный отдых, физические упражнения;
-гигиена организма: знание правил и владение навыками личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
-закаливание: процедуры, способствующие росту сопротивляемости организма простудным заболеваниям;
-режим: рациональная смена труда и отдыха, сна и бодрствования и т.д.
2.Эмоциональное самочувствие: умение владеть собственными эмоциями, психогигиена.
3.Интеллектуальное самочувствие: способность узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.
4.Духовное самочувствие: способность устанавливать и достигать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, оптимизм.
5.Социальное самочувствие: способность адекватно и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В настоящее время проблема формирования знаний детей дошкольного возраста в области экологии и валеологии и развития пространства, способствующего сохранению здоровья, является предметом изучения представителями медицины, педагогики, психологии, философии, экологии: Н.Н. Куинджи, Т.С. Комаровой, В.А. Деркунской, Л.И. Греховой, Г.И. Кулик, Л.Г. Горьковой, О.А. Степановой, М.Ю. Картушиной, И.М. Новиковой и другие.
В своей работе Васильева У.Н. руководствовалась выводами о результатах исследований, которые доказывают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для положительного воздействия на ребенка, с целью формирования здоровьесберегающего поведения, адаптированного к социальным условиям окружающей среды. Это подчеркивает и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Деркунская, «в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности». Работы В.Т. Кудрявцева, А.В. Кочергиной, М.Л. Лазарева, И.А. Анохина, Н.В. Полтавцева, Б.Г. Ананьева, В.В. Гогуадзе, Л.Г.Татарниковой представляют механизмы формирования эколого- валеологических знаний, умений и навыков у дошкольников. В современных исследованиях И.П. Золотухина, Л.И. Новиковой, А.В. Гаврилиной здоровьесберегающая среда рассматривается в качестве педагогической категории и важнейшего фактора развития личности ребенка. Современные представления о создании здоровье сберегающей среды в дошкольном учреждении изложены в работах Л.И. Алешиной, Т.В. Волосниковой, И.П. Золотухиной. Ведущей идеей является создание для детей всех условий для осуществления активной и сознательной деятельности, основанной на использовании знаний о способах сохранения здоровья.
Дети старшего дошкольного возраста обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте осуществляется восприятие основных объемов информации, формирование представлений и выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Дошкольное детство представляет наиболее сензитивный период в жизни человека – именно в этот период дети наиболее восприимчивы к педагогическому воздействию. По мнению В.А. Деркунской, у детей дошкольного возраста активно развивается наглядно-образное мышление, когда решения задачи происходит в плане представления. Согласно высказываниям ученых Л.А. Венгера, В.В. Зеньковского, Д.Ф. Петяевой и др., все виды представлений складываются в дошкольном возрасте и могут развиваться в процессе дальнейшего освоения ребенком окружающей действительности. Развитие представлений детей дошкольного возраста происходит в связи с расширением их кругозора и всестороннего развития. Степень сформированности представления зависит от контактов ребенка с окружающей средой и общения со взрослыми. Активность старших дошкольников имеет познавательный характер и направленность на преобразование окружающего мира, открытия неизвестного. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно необычное действие, которое мотивируется исследовательским, познавательным отношением к окружающему миру. Такой мотив выражается формулой: «что получится, если...». Но не нужно рассчитывать на силу стихийного примера: нужно создать такие обстоятельства и условия, когда дети обратят внимание на образцы здоровьесберегающей деятельности взрослого. В старшем дошкольном возрасте особо значимыми становятся потребности в знаниях и впечатлениях, вследствие этого ребенок стремится к познанию нового, непонятного в окружающей действительности, хочет вникать в сущность объекта и явления, а это, в свою очередь, формирует у него представления о здоровом образе жизни. При обладании огромной побудительной силой, любопытством, интерес заставляет детей старшего дошкольного возраста активно стремиться к познанию. О том, что волнует детей дошкольного возраста, они спрашивают взрослого. Детские вопросы свидетельствуют о том, что нет областей действительности, которыми не заинтересовался бы ребенок. Вследствие этого сообщения ребенка, знаний о здоровом образе жизни, организация соответственной практической деятельности будет способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к этой области человеческого бытия. Именно дошкольный возраст, как пишется в учениях физиологов, психологов, педагогов является этапом в жизни, на котором закладывается основа умственной, нравственной, физической составляющей развития человека, формируются основы здоровья, складываются стереотипы образа жизни. Результативность формирования представления у ребенка дошкольного возраста, согласно высказыванию Э.Н. Вайнера, представляется более высокой из-за того, что имеющиеся в этом возрасте жизненные установки еще мало прочны, а нервная система более пластична. В этот период детства ребенок чрезвычайно восприимчивый, чувствительный. В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению. В старшем дошкольном возрасте нервные процессы обладают большой силой и подвижностью по сравнению с предшествующим возрастным периодом. В этой связи новый характер приобретают познавательные интересы. Большинство детей осознанно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия определенным задачам. Восприятие по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека. Ввиду этого, становится возможным осознанное отношения к формированию представлений о здоровом образе жизни. В основе формирования представлений о здоровом образе жизни у ребенка старшего дошкольного возраста лежат следующие составляющие: научные знания, расширяющие представления дошкольников о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек. Опыт представлений о здоровом образе жизни шестилетнего ребенка достаточный, а способности к обобщениям позволяют самостоятельно формулировать простейшие правила, сохраняющие здоровье: дети ставят прививки, принимают витамины, моют руки, одеваются по погоде, делают зарядку, закаливаются. Ребенок хорошо представляет себе строение тела, уверенно называет его части, их значение, может называть процессы, происходящие в организме. К 5-6 годам у детей активно развивается самостоятельность, требовательность к себе и другим, способность довести начатое до конца. Для нынешних детей шестого года жизни характерны ориентировки на результат, его качество. Это связано с потребностями старших дошкольников в самореализации и самовыражении. В результате для них становится нормой выполнение здоровьесберегающих правил, стремления следовать здоровому образу жизни. Дети старшего дошкольного возраста уже вполне осознанно и независимо выполняют вместе с другими ребятами культурно-гигиеническую процедуру, в привычку входит мыть руки, быть опрятными, полощут рот после еды, пользуются носовым платком, убирают игрушки, аккуратно складывают одежду, следуют режиму дня. Ребенок может контролировать качество выполнения культурно-гигиенического умения и навыка, стремится объяснить другому значимость их выполнения для сохранения здоровья, приводит примеры из личного опыта. Ребенок старшего дошкольного возраста уже практически не нуждается в помощи взрослого при одевании и раздевании, надевании обуви. Возрастает самостоятельность детей при самообслуживании, инициатива в организации помощи воспитателю в обслуживании детей группы: раскладывает салфетки, столовые приборы, готовится к занятию, игре и т. п. В эти года ребенок уверенно устанавливает закономерные связи между поведением человека и уровнем его здоровья, рассматривает социальный и психологический аспект здоровья человека. Ребенок свободен и правдив в оценках состояния своего и чужого здоровья, полезной и вредной для здоровья привычки, поступков, соблюдения или нарушения правил безопасного поведения, готов предлагать разнообразные варианты здоровьесберегающего и безопасного поведения, при этом использует накопленный опыт. Итак, процесс усвоения ребенком старшего дошкольного возраста представлений об образе жизни граждан может иметь место в рамках уже сформировавшейся системы, как на базе уже существующих представлений в своей семье, и при специально-организованном обучении в дошкольном учреждении. Согласованность всех субъектов воспитательно- образовательного процесса позволяет повышать эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у ребенка старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период в жизни каждого человека, когда происходит развитие как умственных, так и физических способностей. Но их осуществление возможно при условии полноценного здоровья. В наше время дети все чаще становятся жертвами технического прогресса. Сейчас трудно представить жизнь без компьютера, телевизора, а это сказывается на здоровье людей, а детей особенно. Обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что проектная деятельность в настоящее время является эффективным средством обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.
Таким образом, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом. Она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проработка разнообразных источников позволяет сделать вывод о данной технологии:
1. Проектную деятельность можно применять в качестве метода обучения, средства обучения и формы организации с детьми.
2. Проектная деятельность позволяет одновременно обеспечивать и развивать у ребенка определённые, реализуемые образовательной программой знания, умения, навыки, и в то же время развивать качества личности, необходимые для установления элементарных, отношений с социумом - миром людей, природы, собственным внутренним миром.
3. Проектная деятельность дает возможность формировать систему ценностей дошкольника через оптимизацию детско-родительских отношений.
Помимо указанных фактов, интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно этим требованиям, ДОУ обязаны осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников; комплексно оценивать достижения ребенка в рамках компетентного подхода. Можно говорить о том, что работа над проектом может быть направлена на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, развитие творческого мышления и познавательного интереса к различным областям знаний, формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств личности дошкольника, развитие у ребенка определенных реализуемых программой знаний, умений и навыков.
Таким образом, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.
Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни с учетом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников.
Основными требованиями к использованию метода проекта в ДОУ является:
-в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
-проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
-обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Итак, работая с детьми, мы используем метод проекта, как:
-форму организации образовательного пространства;
-метод развития творческого познавательного мышления.
Таким образом, метод проекта актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.
Структура проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – реализация проекта.
3 этап – заключительный.
При организации проектной деятельности по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Август 2021