Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чернова Юлиана Сергеевна
Воспитатель
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
г. Дзержинск Нижегородской обл.
В настоящее время для психологов, педагогов, социальных работников, медицинских и других специалистов продолжает оставаться актуальной проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко определяют психологический аспект адаптации как приспособление личности человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, происходит посредством усвоения представлений о ценностях и нормах общества, в котором существует человек, причем как в широком смысле, так и в отношении к своему ближайшему социальному окружению – семье, группе, трудовому коллективу. Основными проявлениями социальной адаптации является общение, взаимодействие человека с окружением и его активная деятельность. Общее образование, воспитание, профессиональная и трудовая подготовка являются важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации. Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ процесс социализации, социально-психологической адаптации является более сложным, чем для здоровых детей. Нередко по причине имеющихся дефектов, сниженной в мобильности дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг друзей для общения, быть вовлеченными в жизнь, протекающую в социуме, взаимодействие в социальной среде для них осложнено, ограничена возможность адекватного реагирования. Постановка и достижение целей, в рамках существующих норм, для них также затруднительны. Все выше перечисленное отражается на интеллектуальном и личностном развитии ребенка, затрудняет адаптацию в социуме и социализацию. Социализация, социальная адаптация предполагает интеграцию человека в общество, отражает возможность его биологического и социального функционирования. Социальное и биологическое функционирование складывается из: адекватность восприятия собственного организма и окружающей действительности, построение адекватной коммуникации с окружающими и выстраивание адекватной системы отношений, способность к обучению и труду, к организации отдыха и досуга, способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье или коллективе, способность изменения привычных стереотипов поведения, приспособления в соответствии с ролевыми ожиданиями других. В результате достигается формирование самосознания, ролевого поведения, развиваются и формируются способность к самообслуживанию, самоконтролю, выстраиваются адекватные связи с окружающими.Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть приспособлены к возможностям ребенка.Одним из важных факторов успешной социализации является готовность социального окружения, в которое попадает ребенок с ОВЗ, относиться с пониманием, милосердием к нему, целенаправленно формировать социальные навыки и использовать их в повседневной жизни, быть готовыми выстраивать со своей стороны коммуникацию и взаимодействие на основе актуальных для «особенного» ребёнка сфер жизнедеятельности.Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых условиях, в которой могут быть сформированы ценности и правила, отличающиеся от принятых в обществе. Возможности взаимодействия и коммуникации в такой среде ограничены, по этой причине дети с ограниченными возможностями здоровья не могут освоить социальные роли часто из-за отсутствия примера для подражания.Л.А. Казакова справедливо указывает, что проблемы обособления (которая является частью социализации) детей с ограниченными возможностями здоровья состоят в отсутствии планомерной работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности. Индивидуальные качества ребёнка с ограниченными возможностями здоровья не признаются личностно и социально ценными, поэтому никто не способствует их выработке. При этом процесс обособления для человека с ограниченными возможностями здоровья может быть описан с учётом особенностей его психофизического развития.Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек себя отнесёт: считает ли он себя «неполноценным человеком» или «нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои недостатки, либо социально самоизолируются, иногда люди с ограниченными возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по причине сочувствия или повышенной заботы со стороны нормальных людей в процессе коммуникации.
В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются адекватная самооценка и осознание им реального положения дел, эмоциональная уравновешенность, сбалансированные межличностные отношения, получение образования и определение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.Одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья является выбор профессии и трудоустройство. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья уже на этапе школьного образования начинают достаточно серьёзно знакомиться с миром профессий и получают помощь в профессиональном самоопределении. Неоценимую помощь в профессиональном самоопределении для детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать система дополнительного образования. Получение дополнительного образования в коллективе здоровых сверстников и взрослых является неотъемлемым правом, закреплённым законодательством, и основополагающим условием успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Получая дополнительное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность свободного личностного выбора деятельности, определяющей его индивидуальное развитие. Система дополнительного образования включает в себя разнообразие творческих направлений, которые удовлетворяют различные интересы детей на всех возрастных этапах, оно представляет собой целенаправленный процесс обучения, воспитания, персонального развития и формирования личности ребёнка. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.

Август 2021