Конференции

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»

    Козлова Елена Алексеевна,
    воспитатель,
    Кизина Ольга Алексеевна,
    воспитатель,
    ГБУ АО СРЦ ДОВ «Ручеек»,
    г. Северодвинск
    Аннотация к программе родительского клуба «Солнечный круг»
    Данная программа может быть использована педагогами, социальными работниками, педагогами-организаторами, работающими с семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
    В программе представлен план совместных мероприятий с родителями и детьми, направленный на создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
    1.         Пояснительная записка.
    Актуальность.
    Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но зачастую родители не обладают необходимыми ресурсами для помощи своему ребенку, потому что сами нуждаются в поддержке.
    Любая семья мечтает о том, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой своим близким. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
    Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Семья попадает в группу риска, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
    Кроме того, переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в появлении различных соматических заболеваний, астенических и вегетативных расстройств.
    Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной психологической помощи и поддержки.
    Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
    В 2019 году в нашем Центре для развития сотрудничества педагогов и семей начал свою работу родительский клуб «Солнечный круг».
    Планируя нашу работу по организации родительского клуба, мы изучили методическую литературу. В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями: коллективные и индивидуальные, внутри учреждений и за его пределами, традиционные и инновационные. Наш интерес вызвали нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Изученная литература и опыт работы других детских учреждений позволил нам выявить такую эффективную форму работы с семьей, как родительский клуб. Программа является авторской.
    Родительский клуб – эффективная форма сопровождения семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
    Целью программы является создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
    Программа направлена на решение следующих задач:
    1.         создание условий для активизации социальной активности семей;
    2.         повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
    3.         содействие сплоченности родительского коллектива;
    4.         привлечение родителей к совместной деятельности;
    5.         создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
    Масштаб реализации: дети с ментальными нарушениями, в т.ч. с синдромом Дауна, и их родители.
    Форма организации работы: групповая, с периодичностью 1 раз в месяц.
    Сроки реализации: один учебный год.
    Виды направленности программы:
    1.         по содержанию – социально-педагогическая;
    2.         по функциональному назначению – досуговая;
    3.         по форме организации – групповая;
    4.         по времени реализации – долгосрочная (1 год).
    Ожидаемые результаты:
    1.         активное участие родителей в совместной деятельности;
    2.         появление доверительных отношений между родителями;
    3.         сплочение родительского коллектива;
    4.         проявление родительской инициативы в процессе организации совместных мероприятий;
    5.         эмоциональное раскрепощение родителей, общение семей вне Центра.
    Этапы работы:
    1.         Подготовительный этап. Проведение первичного анкетирования, информирование семей о мероприятиях в рамках программы, подготовка к реализации программы. (Приложение 1)
    2.         Основной этап. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
    3.         Завершающий этап. Проведение итогового анкетирования по результатам работы. Анализ итогов программы. (Приложение 1)
    2. Описание и содержание программы.
    План мероприятий с родителями:

    Месяц

    Содержание

    Задачи

    Оборудование

    сентябрь

    Городской творческий конкурс «Праздник урожая»:

    1. индивидуальное изготовление поделки (ежик);

    2. создание коллективной работы;

    3. посещение итогового мероприятия в городском парке.

    1. приобщать родителей к изготовлению поделок из природного и растительного материала вместе с детьми;

    2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. разнообразный природный материал (шишки, орехи, семечки, листья и др.);

    2. пластилин, картон, цветная бумага;

    3. декоративные украшения.

    октябрь

    Городская библиотека «Бестселлер», совместное занятие на тему: «Овощи-фрукты»:

    1. интерактивная игра «Корзинка овощей и фруктов»;

    2. веселая минутка (танцевальная);

    3. мастер-класс «Банка с овощами».

    1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс «Банка с овощами»);

    2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. компьютер;

    2. интерактивный экран;

    3. муляжи овощей и фруктов;

    4. готовые силуэты овощей и фруктов;

    5. клей, ножницы, клеенки.

    ноябрь

    Городской краеведческий музей игровое развлечение «Забавы возле печки»:

    1. знакомство с обычаями и традициями русского народа (название предметов быта и их назначение);

    2. старинные русские игры;

    3. посещение музея кукол.

    1. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа (старинные русские игры);

    2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. старинные предметы быта;

    2. куклы.

    декабрь

    Постановка и показ сказки «Теремок»:

    1. распределение ролей, создание атрибутов;

    2. репетиции;

    3. показ сказки.


    1. привлекать родителей и детей к театрализованной деятельности;

    2. расширять круг общения родителей;

    3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности.

    1. костюмы персонажей, маски;

    2. атрибуты (горшок, стулья);

    3. приглашения.

    январь

    Мастер-класс «Рождественская игрушка в технике Декупаж»:

    1. история возникновения и развития техники «Декупаж»;

    2. показ способа изготовления поделки в технике «Декупаж»;

    3. изготовление поделки.

    1. привлекать родителей и детей к творчеству и технике «Декупаж»;

    2. познакомить родителей и детей с историей возникновения и развития техники «Декупаж»;

    3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. салфетки трехслойные, клей ПВА, кисточки, ножницы;

    2. деревянные заготовки;

    3. декоративные украшения.

    февраль

    Мастер-класс по изготовлению «Куколки-желанницы»:

    1. знакомство с обычаями и традициями русского народа;

    2. знакомство с малыми формами фольклора;

    3. изготовление поделки.

    1. привлекать родителей и детей к совместной деятельности по изготовлению поделки;

    2. обучать родителей практическим навыкам;

    3. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа;

    4. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    5. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. ткань, ножницы, нитки.

    март

    Семейный городской конкурс «Скворечник»:

    1. беседы с детьми о птицах, наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

    2. индивидуальное изготовление поделки (скворечник);

    3. посещение итогового мероприятия в городском парке.

    1. приобщать родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению поделки (скворечник);

    2. вызвать желание заботиться о птицах;

    3. вызвать чувство радости от совместной деятельности;

    4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. заготовки для скворечника;

    2. декоративные украшения;

    3. угощения для птиц.

    апрель

    Городской краеведческий музей мастер-класс «Семейная мастерская» (мукосольки):

    1. знакомство детей и родителей с соленым тестом, его свойствами;

    2. показ способов изготовления поделок;

    3. изготовление поделки.

    1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс по изготовлению поделки из соленого теста);

    2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. соленое тесто;

    2. вода, кисть.


    май

    Городской театр:

    1. чтение литературного произведения;

    2. знакомство с правилами поведения в театре;

    3. просмотр спектакля.

    1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;

    2. развивать эстетические чувства детей и родителей, обогащать словарный запас;

    3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

    4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

    1. книга со сказками


    Приложение 1
    Анкета для семей-участников программы родительского клуба «Солнечный круг»
    1.         Часто ли Вы посещаете общественные места с Вашим ребенком?
    ·          часто
    ·          иногда
    ·          редко
    2.         Какие именно общественные места Вы посещаете?
    ·          кафе
    ·          магазины
    ·          библиотеки
    ·          музеи
    ·          детские площадки
    ·          другое
    3.         Часто ли Вы общаетесь с другими семьями, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья?
    ·          часто
    ·          иногда
    ·          редко
    4.         Как Вы считаете, нужны ли Вам совместные мероприятия?
    ·          да
    ·          нет
    5.         Как часто Вы хотели бы участвовать в совместных мероприятиях?
    ·          часто
    ·          иногда
    ·          редко
    6.         Готовы ли Вы взаимодействовать с педагогами при подготовке совместных мероприятий?
    ·          да
    ·          нет
    7.         Удовлетворены ли Вы качеством совместных мероприятий в рамках участия программы «Солнечный круг»?
    ·          да
    ·          нет
    ·          частично
    8.         Есть ли у Вас какие-либо предложения, рекомендации?
    Август 2021