воспитатель,
Кизина Ольга Алексеевна,
воспитатель,
ГБУ АО СРЦ ДОВ «Ручеек»,
г. Северодвинск
Аннотация к программе родительского клуба «Солнечный круг»
Данная программа может быть использована педагогами, социальными работниками, педагогами-организаторами, работающими с семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
В программе представлен план совместных мероприятий с родителями и детьми, направленный на создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но зачастую родители не обладают необходимыми ресурсами для помощи своему ребенку, потому что сами нуждаются в поддержке.
Любая семья мечтает о том, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой своим близким. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Семья попадает в группу риска, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Кроме того, переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в появлении различных соматических заболеваний, астенических и вегетативных расстройств.
Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной психологической помощи и поддержки.
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2019 году в нашем Центре для развития сотрудничества педагогов и семей начал свою работу родительский клуб «Солнечный круг».
Планируя нашу работу по организации родительского клуба, мы изучили методическую литературу. В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями: коллективные и индивидуальные, внутри учреждений и за его пределами, традиционные и инновационные. Наш интерес вызвали нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Изученная литература и опыт работы других детских учреждений позволил нам выявить такую эффективную форму работы с семьей, как родительский клуб. Программа является авторской.
Родительский клуб – эффективная форма сопровождения семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
Целью программы является создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. создание условий для активизации социальной активности семей;
2. повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
3. содействие сплоченности родительского коллектива;
4. привлечение родителей к совместной деятельности;
5. создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Масштаб реализации: дети с ментальными нарушениями, в т.ч. с синдромом Дауна, и их родители.
Форма организации работы: групповая, с периодичностью 1 раз в месяц.
Сроки реализации: один учебный год.
Виды направленности программы:
1. по содержанию – социально-педагогическая;
2. по функциональному назначению – досуговая;
3. по форме организации – групповая;
4. по времени реализации – долгосрочная (1 год).
Ожидаемые результаты:
1. активное участие родителей в совместной деятельности;
2. появление доверительных отношений между родителями;
3. сплочение родительского коллектива;
4. проявление родительской инициативы в процессе организации совместных мероприятий;
5. эмоциональное раскрепощение родителей, общение семей вне Центра.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап. Проведение первичного анкетирования, информирование семей о мероприятиях в рамках программы, подготовка к реализации программы. (Приложение 1)
2. Основной этап. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
3. Завершающий этап. Проведение итогового анкетирования по результатам работы. Анализ итогов программы. (Приложение 1)
2. Описание и содержание программы.
План мероприятий с родителями:
Месяц
Содержание
Задачи
Оборудование
сентябрь
Городской творческий конкурс «Праздник урожая»:
1. индивидуальное изготовление поделки (ежик);
2. создание коллективной работы;
3. посещение итогового мероприятия в городском парке.
1. приобщать родителей к изготовлению поделок из природного и растительного материала вместе с детьми;
2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
3. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. разнообразный природный материал (шишки, орехи, семечки, листья и др.);
2. пластилин, картон, цветная бумага;
3. декоративные украшения.
октябрь
Городская библиотека «Бестселлер», совместное занятие на тему: «Овощи-фрукты»:
1. интерактивная игра «Корзинка овощей и фруктов»;
2. веселая минутка (танцевальная);
3. мастер-класс «Банка с овощами».
1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс «Банка с овощами»);
2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
3. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. компьютер;
2. интерактивный экран;
3. муляжи овощей и фруктов;
4. готовые силуэты овощей и фруктов;
5. клей, ножницы, клеенки.
ноябрь
Городской краеведческий музей игровое развлечение «Забавы возле печки»:
1. знакомство с обычаями и традициями русского народа (название предметов быта и их назначение);
2. старинные русские игры;
3. посещение музея кукол.
1. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа (старинные русские игры);
2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
3. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. старинные предметы быта;
2. куклы.
декабрь
Постановка и показ сказки «Теремок»:
1. распределение ролей, создание атрибутов;
2. репетиции;
3. показ сказки.
1. привлекать родителей и детей к театрализованной деятельности;
2. расширять круг общения родителей;
3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности.
1. костюмы персонажей, маски;
2. атрибуты (горшок, стулья);
3. приглашения.
январь
Мастер-класс «Рождественская игрушка в технике Декупаж»:
1. история возникновения и развития техники «Декупаж»;
2. показ способа изготовления поделки в технике «Декупаж»;
3. изготовление поделки.
1. привлекать родителей и детей к творчеству и технике «Декупаж»;
2. познакомить родителей и детей с историей возникновения и развития техники «Декупаж»;
3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
4. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. салфетки трехслойные, клей ПВА, кисточки, ножницы;
2. деревянные заготовки;
3. декоративные украшения.
февраль
Мастер-класс по изготовлению «Куколки-желанницы»:
1. знакомство с обычаями и традициями русского народа;
2. знакомство с малыми формами фольклора;
3. изготовление поделки.
1. привлекать родителей и детей к совместной деятельности по изготовлению поделки;
2. обучать родителей практическим навыкам;
3. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа;
4. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
5. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. ткань, ножницы, нитки.
март
Семейный городской конкурс «Скворечник»:
1. беседы с детьми о птицах, наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
2. индивидуальное изготовление поделки (скворечник);
3. посещение итогового мероприятия в городском парке.
1. приобщать родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению поделки (скворечник);
2. вызвать желание заботиться о птицах;
3. вызвать чувство радости от совместной деятельности;
4. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. заготовки для скворечника;
2. декоративные украшения;
3. угощения для птиц.
апрель
Городской краеведческий музей мастер-класс «Семейная мастерская» (мукосольки):
1. знакомство детей и родителей с соленым тестом, его свойствами;
2. показ способов изготовления поделок;
3. изготовление поделки.
1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс по изготовлению поделки из соленого теста);
2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
3. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. соленое тесто;
2. вода, кисть.
май
Городской театр:
1. чтение литературного произведения;
2. знакомство с правилами поведения в театре;
3. просмотр спектакля.
1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;
2. развивать эстетические чувства детей и родителей, обогащать словарный запас;
3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;
4. содействовать сплоченности родительского коллектива.
1. книга со сказками
Приложение 1
Анкета для семей-участников программы родительского клуба «Солнечный круг»
1. Часто ли Вы посещаете общественные места с Вашим ребенком?
· часто
· иногда
· редко
2. Какие именно общественные места Вы посещаете?
· кафе
· магазины
· библиотеки
· музеи
· детские площадки
· другое
3. Часто ли Вы общаетесь с другими семьями, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья?
· часто
· иногда
· редко
4. Как Вы считаете, нужны ли Вам совместные мероприятия?
· да
· нет
5. Как часто Вы хотели бы участвовать в совместных мероприятиях?
· часто
· иногда
· редко
6. Готовы ли Вы взаимодействовать с педагогами при подготовке совместных мероприятий?
· да
· нет
7. Удовлетворены ли Вы качеством совместных мероприятий в рамках участия программы «Солнечный круг»?
· да
· нет
· частично
8. Есть ли у Вас какие-либо предложения, рекомендации?