Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»

Козлова Елена Алексеевна,
воспитатель,
Кизина Ольга Алексеевна,
воспитатель,
ГБУ АО СРЦ ДОВ «Ручеек»,
г. Северодвинск
Аннотация к программе родительского клуба «Солнечный круг»
Данная программа может быть использована педагогами, социальными работниками, педагогами-организаторами, работающими с семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
В программе представлен план совместных мероприятий с родителями и детьми, направленный на создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.         Пояснительная записка.
Актуальность.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но зачастую родители не обладают необходимыми ресурсами для помощи своему ребенку, потому что сами нуждаются в поддержке.
Любая семья мечтает о том, что их родившийся малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой своим близким. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Длительный и постоянный стресс оказывает негативное воздействие на психику родителей и является условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Все надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на очень длительный период. Положение родителей можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Семья попадает в группу риска, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей. Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает, по большей мере, деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. В некоторых случаях подобные трудности сплачивают семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.
Кроме того, переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, зачастую превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в появлении различных соматических заболеваний, астенических и вегетативных расстройств.
Таким образом, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной психологической помощи и поддержки.
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2019 году в нашем Центре для развития сотрудничества педагогов и семей начал свою работу родительский клуб «Солнечный круг».
Планируя нашу работу по организации родительского клуба, мы изучили методическую литературу. В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями: коллективные и индивидуальные, внутри учреждений и за его пределами, традиционные и инновационные. Наш интерес вызвали нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Изученная литература и опыт работы других детских учреждений позволил нам выявить такую эффективную форму работы с семьей, как родительский клуб. Программа является авторской.
Родительский клуб – эффективная форма сопровождения семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
Целью программы является создание благоприятных условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.
Программа направлена на решение следующих задач:
1.         создание условий для активизации социальной активности семей;
2.         повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
3.         содействие сплоченности родительского коллектива;
4.         привлечение родителей к совместной деятельности;
5.         создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Масштаб реализации: дети с ментальными нарушениями, в т.ч. с синдромом Дауна, и их родители.
Форма организации работы: групповая, с периодичностью 1 раз в месяц.
Сроки реализации: один учебный год.
Виды направленности программы:
1.         по содержанию – социально-педагогическая;
2.         по функциональному назначению – досуговая;
3.         по форме организации – групповая;
4.         по времени реализации – долгосрочная (1 год).
Ожидаемые результаты:
1.         активное участие родителей в совместной деятельности;
2.         появление доверительных отношений между родителями;
3.         сплочение родительского коллектива;
4.         проявление родительской инициативы в процессе организации совместных мероприятий;
5.         эмоциональное раскрепощение родителей, общение семей вне Центра.
Этапы работы:
1.         Подготовительный этап. Проведение первичного анкетирования, информирование семей о мероприятиях в рамках программы, подготовка к реализации программы. (Приложение 1)
2.         Основной этап. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
3.         Завершающий этап. Проведение итогового анкетирования по результатам работы. Анализ итогов программы. (Приложение 1)
2. Описание и содержание программы.
План мероприятий с родителями:

Месяц

Содержание

Задачи

Оборудование

сентябрь

Городской творческий конкурс «Праздник урожая»:

1. индивидуальное изготовление поделки (ежик);

2. создание коллективной работы;

3. посещение итогового мероприятия в городском парке.

1. приобщать родителей к изготовлению поделок из природного и растительного материала вместе с детьми;

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. разнообразный природный материал (шишки, орехи, семечки, листья и др.);

2. пластилин, картон, цветная бумага;

3. декоративные украшения.

октябрь

Городская библиотека «Бестселлер», совместное занятие на тему: «Овощи-фрукты»:

1. интерактивная игра «Корзинка овощей и фруктов»;

2. веселая минутка (танцевальная);

3. мастер-класс «Банка с овощами».

1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс «Банка с овощами»);

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. компьютер;

2. интерактивный экран;

3. муляжи овощей и фруктов;

4. готовые силуэты овощей и фруктов;

5. клей, ножницы, клеенки.

ноябрь

Городской краеведческий музей игровое развлечение «Забавы возле печки»:

1. знакомство с обычаями и традициями русского народа (название предметов быта и их назначение);

2. старинные русские игры;

3. посещение музея кукол.

1. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа (старинные русские игры);

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. старинные предметы быта;

2. куклы.

декабрь

Постановка и показ сказки «Теремок»:

1. распределение ролей, создание атрибутов;

2. репетиции;

3. показ сказки.


1. привлекать родителей и детей к театрализованной деятельности;

2. расширять круг общения родителей;

3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности.

1. костюмы персонажей, маски;

2. атрибуты (горшок, стулья);

3. приглашения.

январь

Мастер-класс «Рождественская игрушка в технике Декупаж»:

1. история возникновения и развития техники «Декупаж»;

2. показ способа изготовления поделки в технике «Декупаж»;

3. изготовление поделки.

1. привлекать родителей и детей к творчеству и технике «Декупаж»;

2. познакомить родителей и детей с историей возникновения и развития техники «Декупаж»;

3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. салфетки трехслойные, клей ПВА, кисточки, ножницы;

2. деревянные заготовки;

3. декоративные украшения.

февраль

Мастер-класс по изготовлению «Куколки-желанницы»:

1. знакомство с обычаями и традициями русского народа;

2. знакомство с малыми формами фольклора;

3. изготовление поделки.

1. привлекать родителей и детей к совместной деятельности по изготовлению поделки;

2. обучать родителей практическим навыкам;

3. приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа;

4. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

5. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. ткань, ножницы, нитки.

март

Семейный городской конкурс «Скворечник»:

1. беседы с детьми о птицах, наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

2. индивидуальное изготовление поделки (скворечник);

3. посещение итогового мероприятия в городском парке.

1. приобщать родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению поделки (скворечник);

2. вызвать желание заботиться о птицах;

3. вызвать чувство радости от совместной деятельности;

4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. заготовки для скворечника;

2. декоративные украшения;

3. угощения для птиц.

апрель

Городской краеведческий музей мастер-класс «Семейная мастерская» (мукосольки):

1. знакомство детей и родителей с соленым тестом, его свойствами;

2. показ способов изготовления поделок;

3. изготовление поделки.

1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми (мастер-класс по изготовлению поделки из соленого теста);

2. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

3. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. соленое тесто;

2. вода, кисть.


май

Городской театр:

1. чтение литературного произведения;

2. знакомство с правилами поведения в театре;

3. просмотр спектакля.

1. привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;

2. развивать эстетические чувства детей и родителей, обогащать словарный запас;

3. создавать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной деятельности;

4. содействовать сплоченности родительского коллектива.

1. книга со сказками


Приложение 1
Анкета для семей-участников программы родительского клуба «Солнечный круг»
1.         Часто ли Вы посещаете общественные места с Вашим ребенком?
·          часто
·          иногда
·          редко
2.         Какие именно общественные места Вы посещаете?
·          кафе
·          магазины
·          библиотеки
·          музеи
·          детские площадки
·          другое
3.         Часто ли Вы общаетесь с другими семьями, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья?
·          часто
·          иногда
·          редко
4.         Как Вы считаете, нужны ли Вам совместные мероприятия?
·          да
·          нет
5.         Как часто Вы хотели бы участвовать в совместных мероприятиях?
·          часто
·          иногда
·          редко
6.         Готовы ли Вы взаимодействовать с педагогами при подготовке совместных мероприятий?
·          да
·          нет
7.         Удовлетворены ли Вы качеством совместных мероприятий в рамках участия программы «Солнечный круг»?
·          да
·          нет
·          частично
8.         Есть ли у Вас какие-либо предложения, рекомендации?
Август 2021