Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оськина Ольга Владимировна,
преподаватель спец дисциплин,
ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»,
город Черногорск
Использование активных методов в обучении студентов как современная проблема средне-специального образования
В настоящее время много внимания уделяется проблеме повышения качества отечественного средне-специального образования и придание ему практической направленности. Однако опыт постоянного «обновления» ФГОС показывает, что это, в целом, не решает проблем повышения качества обучения студентов. Так, например, педагогический состав при внедрении «обновленных ФГОС» отрывается от образовательной деятельности на переделывание огромного объема документации: рабочие программы, документы по материальному обеспечению занятий и др. При этом в дискуссиях о повышении качества обучение много говориться о новых «траекториях обучения», «открытии новых компетенций», индивидуальном подходе и онлайн-обучении. При этом забывается, что отечественная педагогическая практика уже имеет огромный опыт и традиции в использовании активных методов и форм обучения. Причин здесь много. Во-первых, после «ухода» от практики советской высшей школы по подготовке специалистов ВУЗы перешли на иностранную систему подготовки «бакалавр-магистр». При этом начали говорить о компетентностном подходе в подготовке студентов как каком то новом и заведомо эффективном практика-ориентированном подходе. Но четкого понимания и сущности самого понятия «компетенций», так как в ФГОС под компетенцией понимается то способность обучающегося, то его готовность, то есть его врожденные качества и психологическое состояние.
Я считаю, что, под компетенцией надо понимать комплекс знаний, умений и навыков по выполнению определенных профессиональных действий, которые раньше конкретно прописывались в стандартах советского образования. А вследствии такого компетентностного подхода нет четких установок, что должен знать и уметь обучаемый при выпуске из техникума, как формировать, например, у студентов «способность действовать в не стандартных ситуациях». Возникает вопрос о том, а как можно формировать готовность к действиям в нестандартных ситуациях, если все ситуации которые могут возникнуть в производственной деятельности, должны быть отработаны студентами в процессе обучения. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть»? писал: «я бы строить дом пошел, пусть меня научат». Следовательно, нужно четко определиться с тем, чему нужно учить студентов, чтобы они были востребованы работодателями как профессионалы. А все это нужно профессионально учесть в ФГОС, а затем при составлении учебных планов и рабочих программ по принципу комплексности, взаимоувязке материала в активных формах «от простого к сложному». К сожалению, старый педагогический опыт использования активных методов обучения теряется вместе с уходом старых педагогов и перегрузкой педагогов переработкой огромного числа документаций. При этом часто не проводятся открытые и пробные занятия по использованию активных форм обучения студентов. В результате этого молодые педагоги проводят занятия в основном репродуктивными методами, которые формируют у обучаемых послушание, исполнительность, дисциплинированность, но не позволяют раскрыть творческие возможности студентов и активность обучаемых в получении знаний и практических навыков, тем более «готовности их к действиям в нестандартных ситуациях». Активные методы обучения представляют собой такие способы взаимодействия преподавателей и студентов, которые характерны активностью обучающихся, использованием и развитием их интеллекта, обслуживающего не только запоминание, воспроизведение и действия «по образцу», но и выполняющего творческую, а при необходимости и другие функции. Использование активных методов может приводить и к активным формам занятий. Например, к числу активных форм проведения лекций можно отнести проблемные лекции, где вместо устного изложения учебного материала доминирует проблемный метод, заключающийся в постановке и разрешении учебных проблем с максимально возможным участием обучаемых в состоянии проблемной ситуации. К таким методам чтения лекций можно отнести следующее: лекции в виде пресс-конференции, лекции с заранее запланированными ошибками. Практическим активным занятиям можно отнести семинары: семинар с «мозговой атакой», семинар – игра, семинар-«круглый стол», семинар с разыгрыванием профессиональных ролей, занятие на компьютерной техники. Но реально использование компьютерной техники не является активным методом обучения, а облегчает студентам и педагогом выполнение учебных заданий. Так, например, раньше на лекцию надо было рисовать плакаты на ватмане. Сегодня все делается значительно быстрее и качественнее по оформлению в презентации. Также принято считать активной формой обучение производственную практику, но, по сути, она является пассивной формой обучения. Это связано с тем, что студенты на практике не выполняют функции определенного должностного лица, а лишь наблюдают за его действиями.
Таким образом, в настоящее время только использование активных форм и методов обучения может привести к повышению результативности подготовки выпускников техникумов как современных профессионалов.
Август 2021