воспитатель
Мальцева Елена Алексеевна,
воспитатель
ООО «Развитие»,
г. Воронеж
Качественное обновление современного дошкольного образования определяется новой гуманистической парадигмой, актуализирующей интерес к развитию и саморазвитию личности ребенка. Проблемы познавательного развития в период дошкольного детства определяются поиском инновационных педагогических средств при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
В настоящее время наряду с традиционными средствами, приоритетными в данном направлении, являются информационно- коммуникативные технологии, выступающие в качестве эффективного средства активизации процесса обучения. Применение современных информационных технологий позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной; способствует использованию усовершенствованных способов подачи нового материала.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОО и повысить его эффективность.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышает уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по стране, городу, развитие речи, конструирование, рисование и др.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (например: полет ракеты).
Для детей дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей
Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что использование ИКТ в работе с дошкольниками – одно из эффективных средств подготовки ребенка к обучению в школе. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Литература:
1. Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении // Информатика и образование. — 1994. — № 3. — С. 99–103.
2. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А. Леоновой. – М., 2004.