Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Баданина Марина Павловна,
воспитатель,
Родичева Людмила Геннадьевна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад №3 «Воробушек»
г. Вологда
Любому ребенку очень важно играть с мамой! Родители лелеют чувство любви и близости и то особое понимание ребенка, которое можно получить, только играя с ним. Для ребенка игра с мамой – самый веселый и комфортный способ познавать мир.
Первый и главный вопрос: чему учить? Благо выбор огромный! Сегодня даже маленький ребенок может легко управлять телевизором и микроволновой печью, хлопать по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его заново. Итак, начнем сначала.
Систематизация заметно облегчит жизнь родителей. Без потерь передать ребенку самые важные знания об окружающем мире удастся, только разложив их по полочкам. Научите своего ребенка (и себя) заниматься с ним каждый день, не менее 10-15 минут. Некоторые упражнения можно делать по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания во время повседневной работы по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте потраченного времени на учебу, оно окупится в разы позже!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические занятия - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и другие. А также развивающие игры – «лисичка одевается», «я прибираю в комнате», «дом для куклы» и т. д. Эти простые примеры постепенно приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, учится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размеры, материал. Быстро расширит свой словарный запас.
Одно из основных направлений домашнего обучения - развитие речи.
Известно, что дети беспрерывно болтают, и это умиляет всех окружающих, особенно, когда это не положено им по возрасту. Совершенно иную реакцию вызывает ребенок постарше, который, например, говорит: «Покладу на стол». Чтобы этого не происходило, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, выстраивайте фразы и предложения. Не забывайте также и части речи. Кстати, ученые подсчитали, что прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Описания («Какая собака?», «Какой автобус?») Помогают восполнить пробел. Ваша цель – побудить «ученика» говорить много и правильно.
Прогулки по городу также можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь как можно точнее назвать цвета листьев, шишек, растений, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните цвет двух листьев с разных деревьев. Существенная разница сразу бросится в глаза. Здесь могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатовый», «желто-зеленый».
Вы можете поиграть с ребенком в игру «На что похоже?» Прогуливаясь по лесу, задайте ребенку следующие вопросы: «На что похож лист? Чем? На что похожи дерево, камень, жук, ветка? «Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое творческое восприятие!
Вы можете немного модифицировать игру, уделяя больше внимания схожести различных предметов: «чем схожи лист и бумага?» (толщина, легкость.); «А на траву?» (цвет.); «А на каплю?» (форма.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывать и отгадывать загадки на основе сравнения предметов между собой. Например, если ребенок сказал, что лист по форме похож на каплю, но отличается по цвету, помогите ему разгадать загадку: «Капля свисает зеленая, на травку похожая».
Такие задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Дома можно сыграть в замечательную игру «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем. Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку сыграть в нее без слов. Папа или мама придумывают простое действие (например, «чтение журнала») и, используя мимику и жесты, показывают его ребенку. Он должен догадаться, что делают родители. Если ответ правильный, игроки меняются местами. В другой версии игры вы можете рассказать короткое стихотворение, известную ребенку сказку или спеть песню. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, смекалку, способность трансформироваться.
Еще одна увлекательная игра «Потерявшаяся игрушка». Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.
Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.
Поиграйте с ребенком в «Тайник». Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении слова, но и в активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Играйте с малышом и радуйте его!
Август 2021