Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воробьева Татьяна Михайловна,
Методист, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара
1. Проблема творчества
Проблема творчества сегодня – одна из центральных в нашем обществе.
К сожалению, современное образование, как правило, развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – развитие творческих способностей учащихся – отдаются воле случая и у большинства детей остаются на низком уровне. И это несмотря на то, что у каждого ребенка заложена потребность в творчестве, как утверждает Б.П. Никитин.
В дополнительном образовании дела обстоят несколько иначе. Практика показывает, что здесь обучение сводится не только к заучиванию определенного количества учебного материала, но все знания получаемые ребенком имеют выход на практику, активно применяются в конкретной практической творческой деятельности.
Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс развитию учреждений дополнительного образования.
В настоящее время большая ответственность ложится на педагога, работающего в учреждении дополнительного образования и предлагающего ребенку дополнительные образовательные услуги. И, особая ответственность, на педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с особыми образовательными потребностями.
Время требует от современной педагогики разработки нового поколения общеобразовательных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентированных на совершенствование содержания дополнительного образования, применения в педагогическом процессе современных образовательных технологий широкого спектра.
Цель программы – создание условий для оптимального развития личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья для его успешной бытовой, трудовой, социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.
Данная программа – один из путей реализации конституционного права на образование наибольшего количества детей с нарушениями развития. В этом и заключается её педагогическая целесообразность.
Актуальность программы состоит в том, что она, соответствуя СФГОС, позволяет детям с ОВЗ реализовать свой личностный потенциал и удовлетворить как общие с нормально развивающимися детьми, так и особые образовательные потребности, заданные характером нарушения их физического и психического развития.
В свете современных подходов к образовательной деятельности Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а именно на:
Ø формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся;
Ø создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
Ø социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
Ø обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
Ø выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Ø профессиональную ориентацию учащихся;
Ø формирование общей культуры учащихся.
Учащийся с ОВЗ в результате освоения программы должен получить знания:
Ø о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;·
Ø в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества в обустройстве быта;
Ø о практике жизни в социуме.
Для достижения поставленной цели педагогу необходимо решить главную из задач: воспитать личность, со значительным творческим потенциалом, социально активную, умеющую включаться в различные виды общественно-полезной деятельности, проявлять инициативу, любознательность и нести ответственность за развитие сохранных функций своего организма.
2. Проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы
Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Однако при решении задач творческого развития обучающихся с ОВЗ в ходе образовательного процесса педагогом, на самом первом году реализации программы, были выявлены противоречия между желаемым результатом (ребенок со значительным, высокоразвитым творческим потенциалом) и реальной ситуацией.
При этом в содержательной части программы были отмечены недостатки – сухость, приземленность и утилитарность учебных задач программы по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ не позволяли им в полной мере проявлять свою креативность.
Поэтому в содержание программы было предложено ввести декоративно-прикладное направление и народные промыслы: вязание на ручных вязальных машинах, бисероплетение, вышивка бисером и нитями. При этом были изменены и дополнены материально-технические, научно-методические условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов. Кабинет оснащен вязальными машинами, компьютерами для расчетов изделий и выполнения технологических карт, учебных пособий, приобретены пряжа, бисер и необходимые принадлежности. При изучении растительного и животного мира теперь даже дети-дошколята могут выразить свои знания и умения в творческой деятельности по созданию цветов, деревьев, различных зверушек, бабочек. А при изучении дизайна предметов быта, одежды и аксессуаров учащиеся вяжут, вышивают, декорируют демонстрируя сформированность образовательных технологических, коммуникативных и др. компетентностей в проектной деятельности.
В рамках данной программы теперь осуществляется педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями реально мотивирующая их высокую познавательную активность, так как данный педагогический процесс стал для учащихся максимально привлекательным, эффективно развивая ребенка в творческой декоративно-прикладной деятельности.
В условиях организации педагогического процесса также были выявлены негативные составляющие, которые не позволяют детям с ОВЗ поверить в свои возможности и творчески проявить себя. Виной этому является определенная отчужденность детей с ОВЗ от коллектива здоровых сверстников.
Анализ условий в основном педагогическом процессе показал, что такой низкий творческий потенциал имеют дети, занимающиеся в группах по 4 человека. В совместном обсуждении данной проблемы с администрацией ЦВО были предложены пути исправления этой ситуации - частично изменены организационные условия и форма проведения занятий, они стали проводиться индивидуально с детьми с особыми образовательными потребностями и малыми группами по 2 человека. Естественно, были скорректированы нормативно-правовые документы Отдела реабилитации, (положение формах обучения - групповом и индивидуальном и др.) позволяющие педагогу реально осуществлять на практике личностно-ориентированное образование детей с ОВЗ, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты ребенку в содержательном поле программы. Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательной программы такими детьми показал:
Ø более устойчивый познавательный интерес ребенка к изучаемому предмету,
Ø положительную динамику по параметрам: обученность, креативность,
Ø хорошее психологическое состояние ребенка на занятии и позитивную ориентацию учебно-воспитательных взаимодействий в отношениях между педагогом и ребенком с ОВЗ.
Ø удовлетвореность родителей и учащихся качеством образовательных услуг.
3.Теоретические основы формирования креативности
Абсолютно убеждена, в том, что успеха в деятельности по развитию творческой личности педагог достигает гораздо быстрее, если он хорошо знаком с теоретическими основами развития творческого потенциала личности и изучает ребенка, используя широкий спектр диагностических методик. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка.
Получив информацию о каждом из воспитанников, педагог может сделать не только количественный, но и качественный анализ состояния творческого развития своих воспитанников. Это позволяет ему пересмотреть условия педагогической деятельности, творчески подойти к отбору форм, методов, приемов, способов, средств обучения и воспитания, успешно реализовать поставленные цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы. По итогам полученной информации педагог может качественно планировать образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся.
О творчестве написано много и на сегодняшний день уже есть работы, в которых не только раскрывается сущность понятия творчества, но и предлагается простой, доступный, легкий в использовании и достаточно надежный инструмент по выявлению уровня творческого развития личности ребенка школьного возраста. Например, учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей «Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении». Составитель: к.п.н. Макарова Т.Е. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -84 с.
Изучив данную работу и проанализировав другую психолого-педагогическую литературу, я эффективно использую изученную информацию в диагностике детей с ОВЗ для решения проблем развития их творческого потенциала.
В своей деятельности я как педагог ДО учреждения дополнительного образования по народным промыслам детей не только выявляю и формирую общие творческие способности и качества личности, но для меня важна ориентация на подготовку ребенка к деятельности в совершенно конкретной области человеческой жизни – художественной декоративно-прикладной. Для меня важно выявить, насколько выражены у ребенка с ОВЗ способности к избранной области деятельности, чтобы в процессе общения с ним оказывать действенную помощь в становлении и развитии устойчивых профессиональных интересов, развитии творческих способностей.
Анализ творческой деятельности человека показывает, что каждый индивид является в чем-то оригинальным и творческим в конкретном своем проявлении, и именно в этом и состоит значение индивидуальности, каждый может найти свою собственную возможность для позитивной, конструктивной работы в какой-либо сфере деятельности.
Это позволяет нам сделать выводы, что творческая деятельность и активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он сможет проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой, как для себя, так и для общества.
Следовательно: творчество – это высшая форма деятельности человека, суть человеческого способа бытия в мире и это всегда воплощение индивидуальности. Творчество – это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. Create – творить, создавать. Поэтому очень важно уметь раскрыть, сформировать способности к творчеству у каждого человека. Как отмечает известный отечественный И.П. Волков, единственно правильного, объективного толкование творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать нельзя, так как проявление человеческой настолько многообразно, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства для всех случаев провести просто нельзя. И уж, конечно, толкование понятия «творческая деятельность» применительно к взрослому человеку и ребенку школьного возраста будет различным. Согласно, например, Б.М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле этого слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».
Конечно, ребенок школьного возраста и тем более ребенок с ОВЗ не может создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение. Поэтому такое определение творческой деятельности для образовательного учреждения детей принято быть не может.
Мы исходим из того, что творчество ребенка – это создание оригинального продукта, изделия, решение задач, сочинение сказок, стихов, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению образовательной задачи.
Такой подход позволяет нам утверждать, что существует метод творчества, ему можно и нужно обучать, создав для этого необходимые условия.
Обучающая творческая деятельность, по утверждению И. П. Волкова, это такая деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, инициативности, быстрой обучаемости, смекалке и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбию, способности видеть человека, общее в различных и сходных явлениях и т.д.
Отметим некоторые характеристики творческой личности. «Творческие способности личности, - как отмечает Б.П. Никитин, - это такие особые качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимость, закономерности и т.д.».
Творчеству, как любому другому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность от остальных видов такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Именно эти черты называются психологами и педагогами при исследовании проблемы творчества (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Потаев, Н.А. Рубинштейн и др.).
Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности, но в необычных сочетаниях и связях. Подлинно творческая деятельность требует не только работы воображения, но и необходимых знаний, практических умений, навыков. В процессе творческой деятельности видную роль играют моменты особого подъема духовных и физических сил человека, которые называются вдохновением. Вдохновение, по словам А.С. Пушкина, есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных». Вдохновение – это не наитие, не откровение, неизвестно откуда и почему сошедшее на человека, а момент в творчестве, который становится возможен только в том случае, если он подготовлен трудом. Состояние вдохновения предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на решение какой-то капитальной проблемы в научном, художественном, литературном, техническом, педагогическом и т.п. творчестве.
Для человека, включающегося в творческий процесс, важным является особое состояние волевой сферы. Что же такое воля? Волей называется такой психический процесс, проявляющийся в сознательных, целенаправленных действиях, осуществление которых всегда связано с преодолением препятствий. Важнейшими волевыми качествами психологи называют целеустремленность и принципиальность, выдержку и самообладание, дисциплинированность и организованность, решительность и смелость, мужество и храбрость, самостоятельность и инициативность, упорство и настойчивость.
Целеустремленность есть важнейшее качество человека, которое определяет нравственную направленность его жизни и деятельности. Целеустремленный человек, прежде всего, принципиален. У такого человека отчетливо обнаруживается главная, стержневая идея или идеал, который является целью его жизни и который определяет устойчивые принципы поведения человека.
Целеустремленность можно определить как умение человека ставить ясные цели для отдельных своих поступков и действий и неуклонно добиваться их практического осуществления. Безусловно, данное качество необходимо творческой личности.
Без инициативы и самостоятельности нет творчества.
Инициатива есть умение человека по собственному почину предпринимать действия и поступки и ответственно проводить их в жизнь. Инициатива как волевое качество предполагает, прежде всего, хорошо развитую активность.
Когда мы характеризуем творческую активность человека, то, прежде всего, имеется в виду ярко выраженная общественная активность человека, который своими действиями и поступками, практическим почином стремится изменить мир к лучшему. Инициатива и самостоятельность проявляются также в относительной независимости человека от суждений и указаний других людей. Критический подход к действительности является, безусловно, положительным качеством сильной воли. Человек с критически развитой волей способен самокритично оценивать свои действия и поступки.
Дисциплинированность есть важнейшее волевое качество творческой личности, которое выражается в способности подчинять свои действия и поступки выполнению поставленной цели. Дисциплинированность ярко проявляется в плановости и организованности деятельности.
Деловитость и настойчивость в достижении цели – необходимые качества творческой личности.
Деловитость проявляется, прежде всего, в умении человека организовать всю свою деятельность как ряд четких, законченных поступков. Она выражается в исполнении действий, в умении доводить начатое дело до успешного конца, невзирая на трудности. Деловитость проявляется в ряде признаков исполнения действий, во-первых, в правильности исполнения, во-вторых, в организации исполнения, в-третьих, в быстроте исполнения, в-четвертых, в оперативности исполнения.
Настойчивость есть умение человека постоянно и длительно преследовать цель, не считая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивость – это целесообразное упорство. Человек настаивает потому, что иначе нельзя успешно завершить начатое дело, нет других возможностей, кроме избранных с огромным трудом и терпением.
Непременными волевыми качествами творческого человека являются решительность и смелость.
Решительность есть умение человека принимать обдуманные и смелые решения и последовательно проводить их в жизнь.
Для того, чтобы творить, отмечает И.П. Волков, личность должна обладать рядом качеств. Эти качества можно разделить на два типа.
Первый - это качества общего порядка, присущие всем творческим личностям, независимо от того, в каком направлении они работают, т.е. и «физикам», и «лирикам»; второй - несколько качеств, нужных для конкретного вида труда. К общим качествам, необходимым для успешной творческой деятельности, относят: способность к быстрому обучению, умственная активность, способность ставить перед собой задачи и решать их, творческий склад ума - способность к нахождению оригинального решения, склонность к познанию.
Но, кроме общих качеств, необходимых творческой личности, у человека должны быть еще и качества, нужные только для работы в данной области, склонность к данному виду труда: у художников – чувство цвета, фантазия, у музыкантов – слух, у писателей – умение подмечать характерное в поведении людей при различных обстоятельствах, дар рассказчика.
Мы дали характеристики лишь некоторым, значимым качествам личности, позволяющим ей успешно осуществлять творческую деятельность.
Для растущей и развивающейся личности раскрываются неограниченные возможности в выборе той деятельности, которая наиболее ему подходит по интересам, потребностям, способностям и овладеть ею на самом высоком уровне – творческом.
Какой вид творческой деятельности выберет ребенок, во многом зависит от его творческого потенциала, от своевременно выявленных творческих способностей, от создаваемых для творческого развития условий, от стимулирования активности самой личности.
Август 2021