Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бедрина Ольга Александровна,
воспитатель,
Бондарева Ирина Владимировна,
старший воспитатель,
МДОУ «ЦРР-Д/с №72»
г. Магнитогорск
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.
Создание образовательных учреждений нового типа, необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально - педагогической квалификации педагогов ДОУ.
Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система. Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.
В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников.
Введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) к образовательной среде говорится: «…образовательная среда должна быть оснащена средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) ». Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
В профессиональном стандарте «Педагог» для педагогов разных направлений, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций, прописаны как общие требования, так и частные, касающиеся специфики преподаваемого предмета. В нем перечислены компетенции, которыми должен обладать педагог, одной из них является ИКТ компетентность. Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся средством формирования предметно-развивающей среды, инструментом профессиональной деятельности педагога. И современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Так, в Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 24.03.2010 г. № 209 прописано, что педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям должны владеть современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.
ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».
Общие требования, предъявляемые для использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе:
Психолого-педагогические (отбор материала, организация деятельности, адаптивность, формы предъявления информации);
Эргономические (расположение и предъявление информации, использование текста, применение изображений);
Эстетические (выразительность, целостность);
Конструктивно-технические (конструктивная универсальность, сопроводительная документация, эффективность труда педагога, эффективность труда ребёнка);
Строгое отслеживание времени на каждый этап.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности педагогу необходимо:
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Таким образом, приобретение информационной компетентности открывает перед педагогами и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.
ИКТ-компетентность современного педагога является одним из важнейших показателей успешности его деятельности и одновременно – необходимой предпосылкой для дальнейшего повышения уровня его профессиональной компетентности, что определяет значимость разработки системы повышения квалификации современного педагога, ориентированной на системное использование ИКТ.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней.
Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
В применении ИКТ в образовательном процессе заинтересованы все его участники: педагоги, дети, родители.
Соответствие новым стандартам профессионального мастерства.
В требованиях Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Профессионального стандарта педагога ИКТ компетентность является одной из основных компетенций.
Планирование, реализация и оценка образовательной работы с детьми. При планировании занятий ИКТ компетентность поможет в подготовке необходимых материалов, которые будут использованы в процессе образовательной деятельности или оценке освоения детьми образовательной программы.
ИКТ технологии необходимы детям:
Для повышения познавательной мотивации. Современные дети уже рождаются в мире высоких технологий и порой их сложно увлечь и заинтересовать простой картинкой, в таких случаях использование интерактивного оборудования позволяет повысить интерес к занятию.
Возможность увидеть на занятиях такие объекты или жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни, или смоделировать без использования ИКТ.
ИКТ технологии необходимы для родителей:
1.Повышение педагогической культуры родителей, поддержка семейного воспитания через использование ИКТ технологий.
2.Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
3.Возможность доступа к получению информации через сайт ДОУ (документация, отчеты, фотоматериалы и др.)
Преимущества использования ИКТ технологий в образовательном пространстве ДОУ очевидны:
Соответствие педагогов современным требованиям и стандартам.
Администрация учреждения несёт ответственность за соответствие педагогического состава квалификационным требованиям и характеристикам.
Создание современного образовательного пространства. Как уже упоминалось ранее, наряду с закупкой современного оборудования, необходимо обеспечить обучение сотрудников использованию его в своей деятельности.
Повышение эффективности и качества работы с детьми, с родителями. Так как использование ИКТ способствует повышению познавательной активности детей, то это повышает эффективность и качество работы учреждения, появляется возможность дистанционного общения с родителями.
Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, создание единой информационной среды в ДОУ будет способствовать повышению качества образования, взаимодействию всех его участников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную, исследовательскую активность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам «активизироваться» в профессиональной деятельности.
Используемая литература:
1.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
2.         Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
3.         Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
4.         БарановаН.С. Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, 2011. //http://www.likt590.ru/resources/18.01.2011.pdf
5.         Калаш,И.Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании/ Калаш И.– М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. –177с.
6.         МикляеваН.В. Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
7.         Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.
Интернет - ресурсы
1.         Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
2.         Фестиваль педагогических идей «Открытый урок http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
3.         Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/
4.         Управленческий проект Разработка системы ключевых показателей деятельности для ИКТ - компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. http://www.loiro.ru/files/pages/page_161_0772.pdf
https://kladraz.ru/blogs/blog21420/informaciono-komunikativnye-tehnologi-v-uslovijah-sovremenogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija.html
Сентябрь 2021