Конференции

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

    Варакута Елена Александровна,
    учитель начальных классов,
    МОАУ СОШ №10
    «Центр образования»,
    г. Нефтекамск
    Что составляет основу работы учителя? Знание предмета? Несомненно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет отрицать. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
    В соответствие с новым ФГОС, выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных приёмов в начальной школе для достижения новых образовательных результатов. При этом подчеркивается, что содержание должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий. Ведущей педагогической идеей ФГОС является формирование универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы и являются одним из важных результатов инновационной работы.
    Каковы основные направления, по которым осуществляется внедрение ИКТ:
    1.Создание презентаций к урокам.
    2.Работа с ресурсами Интернет.
    3.Использование готовых обучающих программ.
    4.Разработка и использование собственных авторских программ.
    Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:
    -технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
    - методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
    - технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
    Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
    -усиление интенсивности урока;
    -повышение мотивации учащихся;
    -мониторинг их достижений.
    Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
    Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
    Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
    В своей работе для формирования УУД я использую различные педагогические приемы с использованием ИКТ.
    На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.
    Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
    В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций.
    Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.
    Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок, можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
    У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
    Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
    В нашем кабинете есть интерактивная доска, благодаря которой, я использую интерактивные упражнений с помощью программы-оболочки «Hot Potatoes»
    При помощи ИКТ и интернет ресурсов можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, что было представлено на открытом уроке «Природные зоны России»
    Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
    Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
    -повышению мотивации к учению;
    -повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
    -активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
    -развитие наглядно-образного, информационного мышления;
    - -повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
    -повышению уровня комфортности обучения.
    Все это, несомненно, позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
    Сентябрь 2021