Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проворова Ирина Вениаминовна,
Учитель-логопед
МБОУ «СОШ №14»
г. Нефтеюганск
В данной статье предложены нетрадиционные технологии, которые могут быть использованы учителем-логопедом, дефектологом, психологом по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с расстройствами аутического спектра, с детьми с речевыми нарушениями. статья знакомит с некоторыми играми и упражнениями, которые позволяют достичь положительного результата в развитии речи у младших школьников.
Ключевые слова: инновации детям, песочная терапия, развитие речи детей с ОВЗ.
В последнее время среди детей, поступающих в первый класс увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи, многие из них с дошкольного возраста имеют статус ОВЗ. Характер речевых нарушений с каждым годом сложнее и имеет смешанный характер. У ребенка с речевыми нарушениями наблюдаются нарушение развития высших психических функций, ориентирование в пространстве, нарушение мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в младшем школьном возрасте, вызывают в дальнейшем трудности в обучении в целом, трудности в общении. В совокупности мы имеем риск, что в дальнейшем это влечет за собой определенные изменения личности, мешая детям раскрыть свои личностные особенности и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что каждый год необходимо вводить в свою работу новые методы и формы работы. Такие педагогические поиски вносят позволяют внедрять и развивать инновационные технологии в области коррекционно-развивающего обучения.
В научно-популярных изданиях, публикациях, в педагогических сообществах учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, педагоги начальных классов в дополнении к традиционным методам представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми имеющих разные речевые нарушения.
В логопедической практике эти методы не рассматриваются как самостоятельные, но применяются для развития мелкой моторики, некоторых психических функций и др. Такие методы помогают вызвать у детей интерес к занятиям, они создают благоприятный эмоциональный фон, помогают добиться положительных результатов в работе с детьми-логопатами.
Современные терапии (игро-терапия, сказко-терапия, изо-терапия, ароматерапия и др.) становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. С появлением нового оборудования, в этом учебном году на логопедических занятиях используется песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В книге О.Б.Сапожниковой «Песочная терапия в развитии дошкольников» указаны причины почему можно и полезно работать с песком и применять его в песочной терапии. «Пе­сок – при­род­ный ма­тери­ал, об­ла­да­ющий собс­твен­ной энер­ге­тикой. По срав­не­нию с дру­гими ма­тери­ала­ми для твор­чес­тва – гли­ной, плас­ти­лином, крас­ка­ми – он име­ет ряд пре­иму­ществ.
Пе­соч­ная те­рапия – воз­можность вы­разить то, для че­го труд­но по­доб­рать сло­ва, соп­ри­кос­нуть­ся с тем, к че­му труд­но об­ра­тить­ся нап­ря­мую, уви­деть в се­бе то, что обыч­но ус­коль­за­ет от соз­на­тель­но­го вос­при­ятия.
Иг­ры с пес­ком спо­соб­ны за­ин­те­ресо­вать, от­влечь, рас­сла­бить ре­бен­ка, а зна­чит, обес­пе­чить на­ибо­лее ус­пешное вы­пол­не­ние за­дания или же эф­фектив­ный спо­соб по­дачи ма­тери­ала». [1.]


Рис.1. Интерактивная песочница «Алмаз»
Песочную терапию мы используем на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях, это может быть, как часть логопедического занятия или целое занятие, проводимое на закрепление определенной лексической темы. В кабинете имеется интерактивная песочница «Алмаз», которая объединяет в себе привычную песочницу и интерактивный стол с проекцией изображения на поверхность.
Для индивидуального использования имеются песочницы, которые устанавливаются на парту. Размер такой песочницы соответствует оптимальному зрительному восприятию ребенка, данный размер позволяет охватить взглядом все пространство песочницы. Заполняется данная песочница специальным песком мелкой фракции, который проходит специальную обработку и просушку. Перед занятиями руки ребенка обрабатываются детским антисептиком, допущенным для использования в детских учреждениях. Чтобы исключить попадание частиц песка в глаза или рот, после занятия руки ребенка моются и тщательно вытираются бумажным полотенцем. Для занятий используются наборы фигурок и предметов, которые идут в комплекте с песочницей. С помощью данных фигурок можно обыгрывать различные сюжеты, мини-сказки, они помогают при выполнении дыхательных упражнений, упражнений на развитей мелкой моторики, помогают развивать слоговую структуру слов, обогащать словарный запас.

Рис.3. Сравнительная диаграмма по развитию речи детей с ОВЗ

Песочная терапия положительно повлияла на развитие детей с ОВЗ в целом (рис.3.):
ü  У детей значительно повысилась мотивация к логопедическим занятиям,
ü  Снизился уровень возбудимости и тревожности;
ü  Увеличился словарный запас, отмечается умение более свободно использовать грамматические обороты языка;
ü  Совершенствуется мелкая моторика кистей рук, пространственная ориентация;
ü  Развивается фантазия (дети сами придумывают игры, придумывают новые правила).
Коррекционно-развивающие занятия строятся с учетом развития всех компонентов речевого развития: словарный запас, грамматический строй, фонематическое восприятие, формирование слоговой структуры слова, развития мелкой моторики и пространственного ориентирования. Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми решаются очень многие задачи:
ü  развитие диафрагмального дыхания;
ü  регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.
ü  развитие фонематического слуха;
ü  формирование слоговой структуры слова;
ü  расширение словарного запаса;
ü  развитие языкового анализа и синтеза;
ü  совершенствование грамматического строя речи;
ü  развитие связной речи;
ü  Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.
Приведем некоторые игры и упражнения, которые можно использовать учителю-логопеду, дефектологу, педагогу-психологу на коррекционно-развивающих занятиях. [2.]
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
ü  «Найди карту сокровищ» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
ü  «Встреча» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной, плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.
ü  «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (животное, человечек). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает ее, помогая герою продолжить свой путь.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук.
ü  положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
ü  погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
ü  погрузить пальцы в песок и поочередно чередовать упражнения для пальцев.


Упражнения на развития согласованной работы левого и правого полушария головного мозга
Данные упражнения помогают развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии и дислексии. Во время выполнения этих упражнений эффективно развивается межполушарное взаимодействие, происходит тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения.

Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка:
•        память,
•        внимание,
•        пространственные представления,
•        мелкую моторику,
•        снижает утомляемость,
•        повышает способность к произвольному контролю.
Игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики
•        «Фигура в домике» - например, пальцами нарисовать с ребенком геометрические фигуры или буквы.
•        «Отпечатки рук» - На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
•        «Что спрятано в горе?» - Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Рисование картин разными способами (отсекание, насыпание)

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха [4].
•        «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
•        «Город волшебных букв» - перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: “Вылепи, пожалуйста, мою букву!”. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.
•        «Клад» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
•        «Посели жителей» - подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и заселять их в город.
Игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова
•        «Гора» - ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.
•        «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
•        «Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько квадратов (кругов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
Игры и упражнения на совершенствование лексико-грамматического строя речи.
•        «Чего не стало» - логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребенок узнает, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род.п., ед. или мн. числе.
•        Игры для развития в речи в речи грамматических категорий:
•        предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
•        приставочных глаголов (отъехать, подъехать, пристроили, надстроили);
•        наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
Виды познавательных игр на песке
•       Игры на знакомство с окружающим миром. Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.
•       Географические игры. Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них
•       Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. После просмотра мультфильмов. Вы можете предложить ребенку воспроизвести на песке наиболее запомнившуюся картинку, проиграть еще раз волнующую ситуацию, придумать к ней альтернативное продолжение.
Интерактивная песочница – решаем много проблем и задач в работе с детьми с ОВЗ. За год использования в работе отмечаем только положительные моменты. В дальнейшем планируем проводить занятия с семьями, которые имеют детей с различными речевыми или психологическими проблемами.
Литература
1.         Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М., 2017. –172 с.
2.         Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
3.         Пичурина И.И. Интерактивная песочница (методическое пособие). – Челябинск, ООО «СтендАп Инновации». – 2019. – 56 с.
4.         песочная терапия в работе логопеда | Статья по логопедии: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Сентябрь 2021