Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Зайкова Мария Александровна,
педагог-психолог,
МБДОУ №156,
город Мурманск
Современная жизнь неразрывна связана с использованием компьютерных технологий, которые стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, что значительно расширяет возможности педагогов, родителей и специалистов в сфере раннего обучения. С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который закрепляет за собой совокупность обязательных требований к образовательному процессу, к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы. Так же данный документ определяет и требования к педагогам, одно из которых предусматривает, что педагог должен «…владеть ИКТ-компетенциями необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста».
Целями использования ИКТ в дошкольной образовательной организации являются оптимизация и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации обучающихся к образовательному процессу. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.
В педагогической практике информационно – коммуникационные технологии используются в следующих направлениях:
Во – первых - ведение документации. Например, в своей психолого-педагогической деятельности я составляю календарно – тематическое планирование, готовлю материалы для оформления родительского уголка, веду журнал психолого-педагогической деятельности и отслеживаю уровень психического развития воспитанников, заполняя таблицы результатов мониторинга.
Во – вторых, использование ИКТ значительно облегчает работу с родителями. На сайте ДОУ, я выкладываю информационные, фото – и видео – материалы о жизни детей в детском саду, даю рекомендации, с которыми родители легко могут ознакомиться скачав их или распечатав при необходимости.
Многие детские творческие конкурсы проводятся через интернет в которых наши родители и дети активно участвуют в них и занимают призовые места.
В – третьих, важным аспектом использования ИКТ в педагогической деятельности является подготовка к аттестации. Это и оформление документов: ведение электронного портфолио, возможность получать рекомендации и консультации по интересующим вопросам из института повышения квалификации без его посещения, прохождение дистанционных курсов, а так же участие в вебинарах.
В – четвертых, ИКТ расширяют возможности ведения методической работы и повышать собственную профессиональную квалификацию. Электронные ресурсы – это удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий педагогами независимо от места их проживания. Информационно – методическая помощь в виде электронных ресурсов я использую во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций, для изучения новых методик и передового педагогического опыта. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, получая свидетельства и сертификаты о наличии публикаций.
В – пятых, участие самого педагога в различных проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Это повышает уровень самооценки педагога и его воспитанников. Очное участие в мероприятиях, проводимых на областном и международном уровне часто невозможно из – за удаленности региона, финансовых затрат и ряда других причин. Дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обращать внимание на надежность ресурса, наличие регистрации в средствах массовой информации и количество зарегистрированных пользователей.
ИКТ дает возможность не только педагогу облегчать свой образовательный процесс, но делают его привлекательным для самих дошкольников:
1. Повышение интереса к образовательной деятельности посредством предоставления материала в игровой форме на экране компьютера.
2. Обеспечение наглядности за счет использования мультимедийных презентаций, что способствует восприятию и лучшему запоминанию, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3. Выстраивание занятия в логичной и научной форме благодаря использованию в презентациях, слайд-шоу аудио-, видео- и анимационных эффектов. Что позволяет задействовать в образовательном процессе все три вида памяти дошкольников: зрительную, слуховую и моторную.
4. Структурированность предоставляемого материала в презентации дает возможность в любой момент детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
5. Моделирование жизненных ситуаций, которых нельзя или сложно показать на занятии или увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).
6. Стимулирование познавательной активности. Занятия с компьютером побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
7. Более полное ознакомление с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, эта задача легко решается за счет использования в презентации схем и моделей.
8. Развитие памяти, воображения, творчества детей. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, повысить социальный статус педагогов в широкой аудитории пользователей сети Интернет. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и значительно повысить эффективность любой деятельности. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растет уровень его профессиональной компетентности.
Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия еще более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран. Далеко не все дошкольные образовательные организации на сегодняшний день могут позволить приобретение все этих технических средств.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить основное правило - «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей.
Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия проводятся не больше одного раза в неделю по подгруппам. При организации своей работы педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником в образовательном процессе.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Список литературы
1.         Азамова М.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый, 2012. № 11. С. 385-387. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5657/ (дата обращения: 09.04.2018).Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М. Сфера, 2008.
2.         Галкина О. В. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды [Текст] / О. В. Галкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 11. – с. 30 – 35.
3.         Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
4.         Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
5.         Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Мозаика-Синтез М.,2011.
6.         Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Сентябрь 2021