Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИГРЕ

Широчкина Наталья Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №2
Санкт-Петербург, г. Пушкин

Дружба –главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.


Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.
Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей,благодаря игре могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детском коллективе. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
В сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желание сделать приятное другим, готовность оказать помощь, проявить уважения к сверстникам, доброжелательность. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх: игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. Становление ребенка как личности происходит в играх, организуемых в детских группах, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.
Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные ранее.
Во многие игры дети играют на протяжении всего дошкольного возраста. Например: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин» – в эти игры играют дети всех возрастов. В старшем дошкольном возрасте общение детей становится более взвешенным, вербальным, рациональным. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя. Обсуждение содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). Новыми играми старших дошкольников являются игры в «Школу», «Библиотеку». Ребенок в этом возрасте (особенно в подготовительной группе) готовится к новому этапу своей жизни, к новой деятельности — учению в школе. Он с нетерпением ждет того дня, когда станет учеником. Интерес к игре объясняется привлекательностью познавательного материала, умением проявить свои организаторские способности. И это желание ребенка учиться находит выход в любимой игре детей старшего возраста — в «Школу».
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний, развитию творческих игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми. Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, разыгрывает продуктивность воображения детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира. В ней дети отражают свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающему и прежде всего к деятельности взрослых.
ИГРЫ
Ковёр мира»
Цель: формировать умения детей разрешать конфликтные ситуаций с помощью мирилок и бесед, обговаривать свои поступки, выяснять причину такого поведения и находить решение проблемы.
Ритуал с применением «Ковра мира» - хорошая стратегия разрешения конфликтов с помощью переговоров и дискуссий. Используя его дети должны мириться, обсуждать кто себя вёл не правильно, как нужно поступить, что бы не было ссоры.
Само наличие «Ковра мира» побуждает детей отказываться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Детям предлагается при этом использовать стихотворные мирилки - короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Например,
Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем и дружить, как прежде будем!
«Нетрадиционное приветствие»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.
Ход игры: стоя в кругу, детям предлагается разделиться на пары. Для этого раздаются заранее приготовленные карточки с именами известных дуэтов из мультфильмов, басен, например, Дед Мороз и Снегурочка, Крокодил Гена и Чебурашка, Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица и другие.
После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде. По команде «Друг к дружке» необходимо поменяется парами.
И так приветствуем друг друга:
Нос к носу,
Щека к щеке,
Ухо к уху,
Друг к дружке
(дети меняются парами,
Пятка к пятке,
Локоть к локтю,
Колено к колену,
Бедро к бедру,
Друг к дружке
(дети меняются парами, И так далее.
Такие игры хорошо проводить в качестве физминуток на занятиях, на празднованиях дней рождения в группе, на прогулке и дома с родными.

Сентябрь 2021