Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ) В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Бондарева Людмила Юрьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36»,
г. Сергиев Посад
Актуальность
Сегодня невозможно отрицать, что жизнь современного человека состоит из взаимодействия реального и виртуального миров. Переход в культуру «дополненной реальности» в настоящее время необратим. Данный проект затрагивает сущностные проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса образования, в частности родителей и педагогов, в эпоху Digital. Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна. Главным лейтмотивом настоящего исследования является тезис о том, что цифровизация образования и опосредованное общение – это не столько электронные социальные, образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии, сколько пути изменения привычных форм взаимодействия с семьями воспитанников как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. В связи с этим обоснование наиболее оптимальных виртуальных форм взаимодействия детского сада и родителей в современных условиях является актуальным.
Особенности Digital-технологии или диджитализации
Наступила новая эра-эра цифровых технологий и гаджетов. Интернет развит настолько, что присутствует в каждом доме. Причем такие технологии все время развиваются стремительным темпом. Можно заметить, что все, что нас окружает – теперь цифровое. И все это можно назвать одним словом – digital.
Диджитализация – это оцифровка различных видов информации — текст, звук, видео. Всё, что есть вокруг нас переносится в единички и нули, язык, который понятен компьютерам. Диджитализация позволяет обрабатывать большие объёмы данных и как следствие – упростить и ускорить работу. При этом речь идет не об абстрактном параллельном существовании реального и виртуального миров, а о вещах, прочно внедрившихся в повседневную практику: мобильные приложения, транспорт, онлайн-покупки и многое другое. Никогда прежде мир не был так тесно связан и настолько оцифрован, как сегодня. Диджитализация – цифровая трансформация данных и применение цифровых технологий в какой-либо отрасли (в данном случае – дошкольное образование) – уже превратилась в неотъемлемую часть настоящего. Совмещая различную информацию, можно получать удобные сервисы. Это различные «облачные хранилища» и месенджеры, общение с родителями в социальных сетях и посредством сайта детского сада, через персональные страницы педагогов в Интернете и личные блоги. «Перевод материалов во всех его формах — текстовой, графической, звуковой — в цифровой формат, понятный современным компьютерам. Диджитализация позволяет содержанию легко „транспортироваться“ по любому каналу электронной коммуникации.
В результате Интернет из сети, просто соединяющей компьютеры, превращается в особую информационную и коммуникационную среду, в которой медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть традиционные „ограничители», могут быть быстро предоставлены родителям для ознакомления с диагностикой речи, с методикой и ходом проведения занятий (праздников, досугов, развлечений), для педагогического просвещения, для домашних занятий с ребенком.
На основании этой информации родителям могут быть предложены варианты (домашние задания, видеофрагменты занятий), подходящие именно им, так как этот материал подбирается учителем-логопедом в соответствии с проблемами, которые есть у конкретного ребенка (нарушение произношения звуков, нарушение слоговой структуры слов, проблемы со слуховой или зрительной памятью, недоразвитие мелкой моторики, недостаточность развития связной речи и т.д.)
К главным достоинствам виртуального взаимодействия учителя-логопеда и родителей можно отнести:
• экономию времени всех субъектов образовательного процесса;
экономия времени родителей, что поможет им быть «достаточно информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости и экономия времени педагога – снижается нагрузка на педагога, которому надо распечатывать множество заданий в индивидуальные тетради детей, размещать их в тетради.
• отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями;
• оперативность и мобильность;
• возможность вернуться к переписке, к высказанным идеям и рекомендациям, важным сообщениям;
• подобное общение между педагогом и родителем носит не формальный характер, а оно является персонифицировано направленным в интересах каждого ребенка.
Формы использования цифровых технологий (Dijital-технолгий) в ДОУ
Облачные технологии как средство взаимодействие педагога-логопеда с родителями.
Многие из нас уже пользуются "облачными технологиями" Наиболее популярны файловые хранилища, такие как SkyDrive, Dropbox, Google Drive или Яндекс.Диск, Облако майл.ру. В распоряжение пользователя предоставляется некое пространство на "виртуальных дисках", где они могут хранить фотографии, музыку, документы и т.д., синхронизировать информацию на разных устройствах.
Преимущества облачных сервисов.
Обеспечение диалога специалиста и родителей, а также индивидуального и группового подхода в работе с семьями. Сегодня облачные технологии (cloud computing) – уже не некая инновация, знакомая только относительно узкому кругу специалистов, как было ещё совсем недавно. В настоящее время эти технологии в том или ином виде доступны каждому пользователю интернета, и находят всё более активное применение.
1.         Оптимизация времени доступа родителей к информации.
2.         Оперативное получение информации.
3.         Возможность педагога продемонстрировать любые документы, фото, видео, аудиоматериалы.
4.         Для хранения информации не нужно покупать дорогостоящие компьютеры и комплектующие, ведь все будет храниться на «облаке».
5.         Повышается производительность ПК педагога, ведь облачные технологии удаленно запускают программы, поэтому на компьютере остается много свободного места.
6.         Облачные технологии не имеют ограничений в объеме хранимых данных. В большинстве случаев объемы таких сервисов исчисляются миллионами гигабайт. Для пользователя - это ограничение в 8-30 Гб памяти.
8. Программы обновляются автоматически, поэтому следить за этим нет
необходимости, как в случае со скаченными приложениями.
9. «Облако» может использоваться на любой операционной системе, поскольку доступ к программам осуществляется через веб-браузеры.
10.Новые облачные технологии дают возможность всегда и в любом месте иметь доступ к документам, ведь главное – наличие интернета.
11.Хорошая безопасность и защита от потери информации, поскольку оправленные данные автоматически сохраняются и скидываются копии на запасные серверы.
Облачные технологии в образовании
Облачные технологии в образовательном процессе могут использоваться для таких целей:
1.         Организация совместной работы сотрудников над важными документами, например, годовым планом или программой. Каждый отвечает за свою часть документа, а еще при необходимости у всех пользователей будет возможность оставлять комментарии и дополнять информацию.
2.         Общая проектная работа, так преподаватель может передавать учащимся задания, разделять обязанности и проверять отчеты, давая комментарии.
3.         Облачные технологии можно использовать для создания электронной тетради воспитанника и передачи любых заданий.
Проанализировав имеющиеся инструменты и возникающие перед педагогом-логопедом проблемы, можно сделать вывод о необходимости включения родителей во взаимодействие, направленное на повышение эффективности развития правильной и связной речи у детей. Взаимодействие будет более результативным, если в качестве средств для его организации использовать облачные технологии.
Для организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями мы предлагаем использовать облачные хранилища - Облако майл.ру и Гугл-диск. На наш взгляд эти инструменты помогут отследить изменения, которые происходят с ребенком за определенный промежуток времени, увидеть проблемы и понять, как происходит коррекция. Родители смогут проследить динамику успешности ребенка и получить своевременные консультации педагога по наиболее важным проблемам. Логопед создает папку, предназначенный для родителей того ребенка, с которым он производит логопедическую работу. В этой папке создаются разделы для каждого ребенка и только по его проблемам. Данные разделы будут в ограниченном доступе (только родитель ребенка может просматривать информацию о нем).
Структура каждого раздела включает в себя папки;
-Документация, с которой необходимо в срочном порядке ознакомиться родителям (Обьявления, согласие на обработку персональных данных и т.д.)
-Диагностика речи ребенка в речевой карте (в электронном виде) на начало и конец года
-Артикуляционная гимнастика (электронные пособия, презентации в виде интерактивных уроков на определенный звук, вызываемый логопедом)
-Наглядный материал (картинки с определенным звуком, речевые «Лабиринты», сюжетные картины для составления предложений и рассказов и т.д.)
-Огромный запас коррекционного материала –Медиатека -по всем разделам - игры и упражнения для развития и исправления звукопроизношения, фонематического слуха, грамматики и связной речи. Для ряда детей-игры для развития памяти и словесно-логического мышления. Это различные раскраски (для мелкой моторики) и опорные схемы для разучивания стихотворений.
Набор дидактического материала предоставляется учителем-логопедом по ссылке на Гугл-диске или Облаке майл.ру каждому родителю ребенка, занимающегося на логопункте индивидуально, по проблемам его ребенка.
Как же происходит передача ссылок? Через популярные мессенджеры-Телеграмм, Ватсап, Вайбер.
Использование учителем-логопедом мессенджеров в работе с родителями детей
Преимущества мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber
1.         Оперативность передачи информации родителям (в течение нескольких минут учитель-логопед имеет возможность передать родителям пожелание принести тетрадь для занятий, написать рекомендации к проведению упражнений дома, обьяснить артикуляционный уклад звука, рассказать об успехах ребенка вообще и на сегодняшнем занятии в частности)
2.         Возможность отправить родителям 2-4 фрагмента одного логопедического занятия, которое было проведено с ребенком в этот день. Возможность практически в реальном времени, с отличным качеством показать видео, где можно рассмотреть, как должен работать язык, и каков правильный артикуляционный уклад звука. А также возможность учителю - логопеды показать эталон нормального произнесения, и сравнивать практически он-лайн, как это делает ребенок, поправляя ошибки, пока не получится правильный звук.
3.         Отличная обратная связь между учителем-логопедом и родителями детей. Так как родители имеют возможность задать вопрос и получить почти сразу ответ, возможность увидеть сложность логопедической работы и понять, что труд, вложенный в их ребенка педагогами, не должен «пропадать втуне», а необходимо так же кропотливо и тщательно, регулярно заниматься со своим ребенком для получения максимально лучшего результата логокоррекции, и в дальнейшем - для успешного обучения ребенка в школе.
4.         Улучшается процесс взаимодействия педагога с родителями, так как они как бы «присутствуют» на логопедических занятиях и знают, на каком этапе постановки находится тот или иной звук. Родители видят все то, что происходит с ребенком на занятии. Как педагог выстраивает свою работу с ним, какие применяет техники, насколько занятие с педагогом интересно самому ребенку, насколько он включен в процесс
5.         Возможность частого общения с родителем, но в то же время не в групповом чате, а индивидуальным образом.
6.         Первое сообщение родителю в мессенджере отправляется с вопросом о возможности и желании родителя ознакомиться с видеофрагментами занятий. После обязательного подтверждения согласия, начинается основная работа. Структура каждого сообщения включает в себя видеозаписи занятий с ребенком, комментарии логопеда, рекомендации родителям по работе с ребенком. После чего происходит выстраивание взаимодействия работы педагога-логопеда и родителей ребенка. Логопед разрабатывает цикл занятий, направленных на устранение выявленных речевых дефектов. И вот на этом этапе можно подключить «облачное хранилище», где родителям предоставляется материал для занятий дома.
7.         В процессе взаимодействия с родителями начинается обратная связь, так как родители начинают присылать логопеду видео своих занятий дома.
Использование электронных носителей (флэш-карты)
По-прежнему остается актуальным использование флэш-карт как возможность снабдить родителя сразу всем готовым материалом по проблемам ребенка. То есть родитель одномоментно знакомится со всей программой коррекции ребенка - весь материал по постановке и автоматизации звука (например, звука «Р»). Хотя, надо учесть, что материала много, и родитель может не соориентироваться, чем же ему начинать пользоваться, какие упражнения и словарный материал уже доступен его ребенку, какие – еще рано ему предлагать. Для этого учителю-логопеду необходимо сразу акцентировать внимание родителя на тот раздел, который необходимо отработать дома. И эти вопросы надо вовремя обговаривать с родителями в личной беседе, в беседе-консультации и в мессенджерах (уточнить, какие именно игры и упражнения можно выполнять на данном этапе, а какие-еще рано). В этом есть небольшой недостаток этот флэш-заданий (заданий на флэш-картах).
Учитель-логопед должен вовремя перенаправлять родителя с задания на задание (с папки на папку на флэш-карте).
Предоставление родителям видеобзора праздников, досугов, конкурсов
Родителей интересует не только образовательная функция детского сада, но и воспитательная часть программы. И освещение этих мероприятий происходит регулярно через сайт ДОУ и через Инстаграмм. Можно, конечно, использовать канал Ютюб, что дает родителям возможность увидеть весь праздник (развлечение, досуг) целиком. В нашем ДОУ существует практика, когда происходит сьемка мероприятия, потом монтаж и озвучка фильма, который потом, в готовом виде предоставляется родителям через групповые чаты в тех же самых известных мессенджерах.
Показ родителям видеофильмов о жизни группы на родительских собраниях значительно увеличивает активность родителей при посещении собраний. Родителя мотивирует и заинтересовывает то, что он увидит своего ребенка, его успехи, ответы и активность в течение времени его пребывания в ДОУ.
Заключение
То есть вариантов взаимодействия с родителями очень много. Главное - было бы желание, а возможности найдутся. Педагог должен правильно организовать это взаимодействие (учесть семейную ситуацию, занятость родителей, и др). Расположив к себе не только ребенка, но и его родителей, педагог сможет организовать процесс коррекции намного эффективнее. Педагогу необходимо правильно подобрать инструменты взаимодействия, и заранее продумать будут ли они эффективны для определенной семьи.
На сегодняшний день информационные технологии стали одним из наиболее эффективных средств взаимодействия. Но когда у некоторых педагогов, зачастую, нет возможности освоить их, то это становится неким барьером между педагогом и родителями. Ведь собрания, дни открытых дверей и подобные очные встречи, могут быть дополнены эффективными инструментами дистанционного взаимодействия и усилены возможностями визуализации и мультимедиа технологий. В силу занятости современных родителей, им намного удобнее получить видео-консультацию от логопеда, дистанционно задавать интересующие его вопросы, видеть, как ребенок выполняет упражнения с педагогом, анализировать успешность ребенка, получить необходимые рекомендации для совместной деятельности с ребенком.
Мы считаем, что предложенные нами инструменты, смогут повысить эффективность коррекции речи у детей. Включение родителей в этот процесс, их активное участие в логопедической работе со своим ребенком поможет на ранней стадии устранить речевые дефекты. Облачные технологии, использование мессенджеров и флэш-карт позволят разнообразить формы взаимодействия логопеда и родителей, повысить качество коррекционной работы с детьми, и реализовать возможность интерактивной оценки результативности логопедической работы.
Перспективы в использовании цифрового инструментария в процессе организации виртуального общения «родители – образовательная дошкольная организация»
Для того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой образовательной организации было бы целесообразно создать единое информационно-образовательное пространство. То есть это система эффективного и комфортного предоставления информационно-коммуникационных, консультативных психолого-педагогических услуг субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации системы образования в целом. Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для педагогов дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями.

Сентябрь 2021