Конференции

    ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ИКТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? (В РАМКАХ УРОКОВ ИСТОРИИ)

    Норкина Татьяна Витальевна
    учитель истории и обществознания
    МБОУ СОШ №27
    г. Йошкар-Ола
    Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.
    Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.
    -     Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
    -     Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
    -     Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
    -     Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
    -     Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
    -     Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.
    Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.
    Что необходимо учителю и ученику в реализации задач икт технологии в современной школе?
    Во-первых, это наличие материально - технической базы школы: хорошего компьютера, видеопроектора, колонок, доступа к интернету, тематических фильмов, интерактивных пособий (карты, плакаты и тд). В настоящее время современные школьники не очень любят читать, а если и читают материал по истории, то чаще всего не осмысленно (даже во время урока они не всегда могут объяснить то, о чем они только что прочитали в учебнике, какой смысл заложен в тексте). Поэтому для современных детей характерно стремление к визуальному восприятию информации. Задача учителя в данном случае-правильно и логично выстроить визуальный ряд, дать ему соответствующую характеристику. (Например, вначале урока используем интерактивную карту, затем изображение исторической личности, потом видеоролик, и закончим урок составлением схемой - выводом). Современный урок - это современные методы и новые приемы организации учебного занятия, среди которых технические средства играют ведущую роль.
    Во-вторых, разнообразие компьютерных программ, которыми владеет не только учитель и ученик среднего звена (5-9класс), позволяют дифференцированно представить изучаемый материал, систематизировать его, обобщать, анализировать и прослеживать причинно-следственные связи.
    Программы, чаще всего используемые для подготовки к уроку:
    - Microsoft Office Word,
    - Microsoft Office Excel,
    - Microsoft Office PowerPoint,
    -Microsoft Office Publisher,
    - Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий и
    Практически ни один урок истории не обходится без презентации (PowerPoint), в которой можно совместить текст, изображение, звук, видео. Это дает возможность более объемно, разнопланово отразить тему урока. При этом, у учеников включается зрительная, слуховая, моторная память. В презентации удается рассмотреть изучаемую тему поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить прошедшую тему. Так же есть возможность более детально изучить вопросы, вызывающие наибольшее затруднение.
    Программы видеомонтажа позволяют творчески подойти к образовательному и воспитательному процессу. Здесь можно использовать такие программы как: VSDC Video Editor, OpenShot, DaVinci Resolve, Shotcut. Видеоролики о жизни класса или приуроченные к какому-либо событию объединяют классный коллектив, позволяют выявить скрытые творческие способности детей. В 2020 году к празднованию 75- летия победы в Великой Отечественной войне, я вместе с учениками 5 класса создала видеоролик, в котором дети читали стихотворение «Священная война» В. Лебедева – Кумача. Результатом были довольны не только дети, но и родители.
    В-третьих, использование интернет - ресурсов. Среди них можно выделить такие, как:
    1)        Сайты - помощники для учителя. Широкое разнообразие профессиональных образовательных сайтов в интернете предоставляет огромное количество материалов, используемых в работе для подготовки к урокам и обмена педагогическим опытом.
    2)        Информационные сайты. Позволяют подготовиться к уроку не только учителю, но и ученикам. Как правило, список интернет – ресурсов по предмету есть в каждом учебнике.
    3)        Интернет-сайты и программы, позволяющие реализовать образовательный процесс в период дистанционного обучения. Это разнообразные платформы, как правило, требующие регистрации детей на них. В ходе работы на таких платформах можно:
    -          Создавать траекторию группового и индивидуального обучения
    -          Отслеживать уровень освоения материала учеником (его ошибки)
    -          Видеть достижения ученика.
    Самая известная платформа для дистанционного обучения - «Российская электронная школа».
    Таким образом, имея материально-техническую базу, успешно освоив основные компьютерные программы, и умея работать с интернет ресурсами учитель и ученик становятся равноправными участниками процесса обучения. Ученик отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности.
    Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на “каверзные” вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться “расшевелить”, “подтянуть” самых слабых и пассивных.
    Список использованной литературы
    1)        Использование ИКТ на уроках: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/
    2)        Исследовательская работа "ИКТ на уроках истории и обществознания"https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-ikt-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3764773.html
    3)        ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ http://koi.tspu.ru/ikt/targets.htm

    Сентябрь 2021