Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потапкина Татьяна Валериевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №4 «Василёк»,
г. Старый Оскол
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов. Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
Работу можно начать с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. Например, в средней группе можно создать уголок «Город Финансов»:
·         карта города с достопримечательностями и торговыми центрами, банками, музеями для привлечения внимания и развития интереса у детей к родному городу;
·         настольно-печатные игры по экономике (Лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево»), с целью вовлечения детей в мир финансовой культуры, знакомство с товаром;
·         картотеки сюжетно — ролевых и дидактических игр (например, «Магазин», «Парикмахерская», «Жила-была денежка», «Угадай профессию»), использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, а так же вовлечет ребенка в изучение цифр и счета;
·         художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
В возрасте 4-5 лет различные виды игровой деятельности нужно проводить 1-2 раза в неделю и включать в себя разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
В квест-игре «Путешествие в город Финансов» детей можно познакомить с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих.
В игровой ситуации «Откуда появились деньги» - обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства.
После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовать игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?») с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков.
В возрасте 5-6 лет уголок «Город Финансов» обогащается и пополняется:
·         денежными купюрами разных стран в альбоме «Деньги со всего света» для формирования умения сравнивать, наблюдать, закреплять;
·         новыми настольно-печатными играми («Монополия», «Бартер», «Миллионер») на развитие внимания, усидчивости, смекалки;
·         атрибутами к сюжетно-ролевым играм (счеты, копилки, калькуляторы, кассовые аппараты, Банкомат) для приобщения к социальному миру взрослых, взаимодействия со сверстниками, моделирования различных жизненных ситуаций;
·         экономическими книжками-раскрасками с творческими заданиями на развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления.
В старшем дошкольном возрасте задания для детей усложняются путем введения в педагогическую деятельность новых экономических понятий. Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) можно оспользовать игровые ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети познакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства.
Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаѐтся») дети упражняются в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывают у детей затруднения, дети охотно в них играют, доказывают верность своего выбора.
Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» можно организовать в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому важно правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»).
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.
Сентябрь 2021