Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

Федосеева Валентина Кузьминична,
педагог дополнительного обучения,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества г.о. Чехов
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.
Сфера применения современных технологий очень разнообразна.
Несколько видов применения ИКТ на уроках
1. Использование мультимедийных средств на уроке технологии.
Здесь компьютер используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или обучающийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
2. Использование тестовых оболочек
Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.
3. Использование современных компьютерных программ в обучении
Особенностью этого вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя.
* Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 7-8-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как изложение мысли в письменном виде, представление информации в виде графика, схемы, написание конспекта, доклада, рациональное расположение текста на бумаге, форматирование текста электронного документа.
4. Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя, и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем, в электронном документе. Необходимо научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике полученный материал. Обучаясь в школе, ребенок должен научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту.
5. Использование ИКТ в проектной деятельности
При организации проектной деятельности учащиеся большую помощь получают при работе на компьютере. Оформляют работы, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.
Проблемы внедрения ИКТ в работу учителя технологии
Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель технологии следующие:
1. Компьютеры не могут находиться в одном помещении с мастерской. Поэтому приходится, если работать с компьютерами, то целый урок (в кабинете информатики), значит, на практическую часть занятия остается достаточно мало времени (или в виде домашней работы).
2. Неудобство использования переносной мультимедийной техники.
Заключение
Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют или морально устарели необходимые наборы схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций.
ИКТ–компетентность — это общешкольное умение, и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Информационные источники
1. Компьютер на уроках Технологии. Автор: Мишарин Леонид (http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php)
2. Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса. Автор: Печенкина Татьяна Александровна (http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1549)
3. Сайт «Первое сентября»
4. Сайт «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/)
5. Сайт ПРОШКОЛУ

Сентябрь 2021