Высшая школа делового администрирования
Конференции

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юданова Юлия Валерьевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №43»
Кемеровская обл.-Кузбасс, г. Новокузнецк
В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов привлечено к проблемам сенсорного воспитания ребенка-дошкольника. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависят в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.
Одним из приоритетных направлений младшего дошкольного возраста является воспитание сенсомоторной культуры детей. В истории дошкольной педагогики на всех этапах ее развития эта проблема занимала одно из центральных мест. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания. В педагогическом словаре под редакцией О. Д. Грекуловой дана следующая трактовка данного понятия: сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область умственного познания. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Из анализа современной психолого-педагогической литературы по вопросам сенсорного воспитания следует, что многие исследователи рассматривают проблему развития сенсорных процессов через развитие сенсомоторики. Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Большинство исследователей подчеркивают, что именно младший дошкольный возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развития мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. Общеизвестно, что при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – нагляднообразному – и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей. Для сенсомоторного развития в детском саду есть много возможностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процесс познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсомоторное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает сенсорные эталоны.
Эффективность работы по сенсорному развитию дошкольника будет обеспечена при условии создании в образовательном учреждении сенсомоторного центра. В сенсомоторном центре можно создать галерею нетрадиционных игр и пособий, уголок элементарного экспериментирования, разместить коррекционно-развивающие игры для формирования представлений о величине, форме, цвете, где дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету, игры с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен, барабан, дудочка, колокольчик и т. д. Для создания игр можно использовать самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр необходимо учитывать поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагают на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формируются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Необходимо постоянно привлекать к этой работе родителей, которые помогают приобрести и изготовить новые игры.

Сентябрь 2021