Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Меркушева Анна Павловна
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад 179
Город Ижевск
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
Я заметила, что у дошкольников улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
Я считаю, что элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах.
Мне очень нравятся слова немецкого композитора Карл Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь"

В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

·           младший дошкольный возраст (3-4 года);
·           средний дошкольный возраст (4-5 лет);
·           старший дошкольный возраст (5-7 лет).
В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство. Переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному. Внимание и память носят непроизвольный характер.
У дошкольников среднего возраста формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план. Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность. Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.
В детском саду я работаю по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Ладушки" И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. Взаимодействие с дошкольниками я выстраиваю с помощью использования приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения и помощи.
С детьми я занимаюсь с 2008 года, уже тогда я начала использовать в работе музыкальные инструменты. В 2021 году я прошла учёбу по теме: "Детский оркестр без границ" и активно использую полученный материал в своей работе. Теперь, занимаясь с дошкольниками элементарным музицированием, я ставлю для себя следующие задачи:
1.Изучить весь имеющийся материал, знакомящий с пособием по музыкальному воспитанию детей. Изучить теоретические подходы к музыкальному развитию дошкольников средствами элементарного музицирования;
2.Подобрать музыкально-дидактический материал по элементарному музицированию;
3.Использовать в работе пьесы-модели К. Орфа для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей, вызвать к жизни детское музицирование (в первую очередь коллективное), радость, которая возникает при плодотворном воздействии индивидуальных и коллективных творческих проявлений;
4.Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ и родителей в музыкальном развитии дошкольников;
5. Использовать детские музыкальные инструменты в певческой деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).
В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.
В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого, контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно, контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. п.)
Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.
Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы. Кроме этого, можно и нужно использовать инструменты из бросового материала - листки бумаги, фольга, крышки, расчёски, коробочки, ложки, камешки, баночки с горохом могут превратиться в инструменты, всё зависит от наших фантазий.
В работе с детьми я использую игровой подход, который представляет собой единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
На музыкальных занятиях я не только разучиваю с детьми определенный репертуар, но и обучаю навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомлю с их выразительными возможностями, побуждаю к музицированию, импровизации.
В работе с детьми я использую специальный комплект инструментов, называемый “Орфовский набор”. Это: ксилофоны и металлофоны, деревянные палочки (клавесы), деревянная коробочка (тон-блок), трещотки, рубель, ложки, тарелки, треугольники, бубенцы, маракасы.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.
На начальном этапе обучения детей игре на музыкальных инструментах я часто провожу в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика.
Творческие задания ребята могут выполнять как индивидуально, так и коллективно — например, шумовой оркестр. Мы обсуждаем с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ.
Творческие задания для шумового оркестра я применяю уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.
На занятиях я предлагаю детям несложные композиции, где я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Когда дети усвоят свои партитуры, то «дирижерами» становятся сами дети.
Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, мои дети «украшают» её всевозможными звуками, как музыкальными, так и шумовыми. Перед этим мы ведем с ними предварительную беседу, какие же инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Ребята выбирают самостоятельно инструмент, а может быть и желают смастерить его дома. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.
К каждому празднику мы с ребятами готовим оркестровые номера. К Весеннему празднику мы будем исполнять такие пьесы как «Итальянская полька» Рахманинова, «Вальс-шутка» Шостаковича, «Добрый жук» Спадавеккиа и «Танец Петрушки». Основным фоном этих произведений будут являться аудиозаписи классических произведений, а наши дети будут ритмически четко обыгрывать эти произведения своей незатейливой игрой.
Одно из любимых упражнений детей, когда я раскладываю разные инструменты по круг – дети бегут под музыку по внешнему кругу. Как только музыка останавливается каждый берёт и играет на том инструменты, который ему достался под ритм предложенной мелодии.
Еще одно упражнение подходит как малышам, так детям старшего дошкольного возраста. Все встают лицом вкруг и передают любой музыкальный инструмент и при этом все должны петь: "Поиграй, отдай другому". Соответственно, на слова поиграй – все играют, передай – должны передать. Если это, к примеру, бубен – мы обговариваем с детьми, каким приёмом мы будем играть (либо тремоло, либо стучим бубном по ладошке в такт музыке). Во второй младшей группе на начальном этапе вместо музыкального инструмента я использую мягкую игрушку и слова: "Улыбнись – отдай другому". Не у всех детей сразу получается, многие торопятся и, не вдумываясь, передают игрушку.
Активно я использую «Звучащие жесты» К.Орфа - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие. Я ставлю с детьми шумовые сказки, когда озвучивается каждая строчка, при чём это может быть не обязательно музыкальный инструмент. Очень удобно их брать на праздники, так как они не требуют усиленной подготовки.
Сейчас практикую новый вид деятельности для себя – это бумажный оркестр. Это когда у каждого ребёнка разноцветный листок бумаги и под музыку нужно извлечь определённый звук в такт музыки. Получается очень необычно и красиво.
Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Дети с большим желанием и очень увлеченно играют на музыкальных инструментах.
У детей появилась ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Я заметила, что оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
В исполнение патриотических песен я даю одному из детей барабан, для него это очень ответственная миссия – отбивать ритм в такт. Он чувствует себя гордо и старается не подвести своих друзей и меня.
Также в своей работе использую метод К.Орфа – эхо. Ребенок повторяет ритм, заданный педагогом. Это очень хорошо помогает наладить связь с детьми, каждый ребёнок смотрит тебе прямо в глаза, чтобы запомнить ритм. вырабатывается сосредоточенность, внимание.
К концу года работы с детьми старшего дошкольного возраста я заметила, что они стали лучше импровизировать, перестали стесняться, у них начала работать фантазия.
В 2019 году мои воспитанники участвовали в городском конкурсе "Живая классика", номинация "Шумовой оркестр", где заняли 1 место. Творческий
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей искусству различения тембрового звучания инструментов. Важным моментом в элементарном музицировании является индивидуализация. Например, Ваня лучше поёт, а Оля лучше танцует, Никита – играет на барабане. Сегодня, например, Маша желает быть зайчиком, а завтра будет лисичкой, Миша хочет взять металлофон, хотя вчера играл на бубне и т.д. Как правило, тот или иной выбор дети делают не просто так. Они оценивают свои возможности, понимают, что у них сегодня может получиться, а что нет.
"Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.
Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с различными музыкальными жанрами. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления: будь то праздник, развлечение, маленький концерт, большой конкурс, только обязательно, чтобы присутствовали зрители, слушатели (дети соседних групп, родители, педагоги).

Сентябрь 2021